
Хочу сказать несколько слов о коллаже на примере создания одной из своих работ ("Страх"). Многим начинающим фотографам коллаж представляется либо очень лёгким занятием, либо, при неудачной попытке его осуществления, занятием неимоверно трудным. На самом деле основная трудность лежит не в самой технике и каких-то специфических знаниях, а в основной мысли, в идее, которую фотограф (или художник) пытается осуществить. Сейчас становится популярной техника Matte Painting, которой восхищаются, о которой говорят, но которая, по большому счёту, есть самый обычный коллаж с элементами ручной дорисовки. Мы отбросим в сторону все эти загадочные слова, не имеющие даже перевода на русский, и постараемся самыми обычными и всем известными способами создать вполне приличный коллаж. Поверьте, это под силу любому. Главное, повторюсь, это идея, то, о чём вы хотите своей работой сказать.
Итак, задумка у меня была такая... Хотелось изобразить страх, который часто рождается в неокрепшем сознании при столкновении с реалиями жизни; страх жить, страх иметь своё мнение, страх быть собой, страх неизвестности, некий подсознательный ужас, стремление вернуться обратно, избежав необходимости БЫТЬ и ПРИСУТСТВОВАТЬ. Это что-то сродни фрейдовскому влечению к смерти ("По ту сторону принципа удовольствия"). Изначально это должно было называться "Moritures" ("Идущие на смерть"). Дуло пистолета, направленное в голову, должно было означать готовность умереть и убеждённость в неизбежности самого факта смерти (рано или поздно). Именно этот образ, образ только что рождённого младенца с приставленным к голове дулом, возник первым; и вокруг него следовало строить всё остальное пространство. Идей этого построения было много, но все они несли элемент искусственности, надуманности. Остановился на самых обыкновенных пузырьках воздуха, поднимающихся из толщи воды на её поверхность. Тем самым пришёл к выводу, что в построении пространства следует искать такие формы, которые встречаются в природе в естественном виде. В природе любое пространство организовано и имеет понятные человеку структуры (пусть даже интуитивно). Итак, вначале я выбрал основной фон - текстуру воды, имеющую достаточно высокое разрешение:

На эту текстуру поместил текстуру с пузырьками:

Задний фон пришлось достаточно сильно размыть, чтобы придать видимость морской глубины, убрав ощущение поверхности ( надеюсь, не надо объяснять, где в Фотошопе находится фильтр Размытие). Текстуру с пузырьками на текстуру воды накладывал с параметрами наложения Линейный затемнитель. Пузырьки на этом размытом фоне стали выглядеть намного естественней. В общем, хорошо вписались.

Здесь, наверное, следует остановиться подробнее. Я часто встречал на сайтах текстурированные фотографии и видел, как многие удивляются тому, как такое возможно сделать. Спрашивали об этом и меня. Так вот, отвечаю. Это очень просто, но, тем не менее, каким-то чудом мало кто из начинающих знает об этом. Если кликнуть правой кнопкой мыши по иконке слоя на панеле Слои, то среди всего прочего во всплывающем окне будет строчка Параметры наложения. Поиграйтесь на досуге с этими параметрами - занятие интересное. А пока вернёмся к нашей работе.
Теперь дело за центральным персонажем. Его нужно было прорисовать и подсветить чётче всего остального. Состоял он из двух фоток:
самого младенца:

и пистолета:

При отделении объектов от фона я пользуюсь инструментом Перо. Выделить пистолет ещё проще: на верхней панеле выбираете Выделение-Цветовой диапазон и кликаете пипеткой по белому цвету вокруг пистолета; затем Редактирование-Очистить.
Совместив младенца и пистолет, объедините эти два слоя. Центральный персонаж готов. Теперь его нужно копировать и поместить в остальные пузырьки, меняя Трансформацией его величину и положение. Фильтром Размытие (по Гауссу) я размывал его очертания, фильтром Яркость подсвечивал либо затемнял фигуры, в зависимости от того, в какой области пространства они располагались. Опять же игрался с параметрами наложения для достижения приемлегого эффекта. Итак, первый этап работы был закончен:

Но атмосфера страха ещё не была создана достаточно явно. Следовало её усилить. А что же может усилить атмосферу страха в толще воды, как не акулы?. Находим акул


и помещаем их на картинку. Вначале получилось у меня так:

Но здесь акула в центре явно конфликтует с младенцем. Я её убрал, и решил выстроить акул по кресту, и сверху добавил чуть видимые силуэты акул-молотов (параметр наложения Осветление).

Ощущение страха рождается из размытых, неоформленных образов. Страх не позволяет широко открыть глаза и посмотреть прямо. Поэтому и акулы плывут как бы из периферии и притом размытые (фильтром Размытие в движении) и почти сливающиеся с водой.
Во многих из своих работ я пользовался фильтром Эффект освещения (Лампочка, Flashlight). Это добавляло фотографиям глубину. В данной работе я этим пользоваться не стал, поскольку две из четырёх текстур уже имели по краям затемнённую область. Однако подсветить центральную часть картинки было необходимо (всё для того же ощущения глубины). Я использовал плагин Viveza. Но те, у кого этого плагина нет, могли бы воспользоваться средствами Фотошопа, почти не уступающими по качеству эффекта этому плагину. Для этого создаём круглую выделенную область необходимого диаметра так, чтобы центр её находился в районе нашего "главного героя". Выставляем на верхней панеле растушёвку 30-50 пикселей (в зависимости от величины вашего полотна). Затем увеличиваем яркость этой выделенной области, её контрастность и, по необходимости, насыщенность. Убираем выделение - эффект готов. На этом второй этап был закончен.

Осталось поработать теперь с самим цветом, с тоном, с атмосферой. Пока картинка слишком чистая, детали её и общая тональность не гармонируют. Следует добавить мутности и мрачности. Для этого я использовал ещё две текстуры, одновременно работая с фильтром Цветовой тон/Насыщенность:


Первая текстура наложена с параметром Цветность, вторая - с параметром Мягкий свет. Разумеется, кроме способа наложения нужно отлаживать и степень прозрачности накладываемых текстур. Ластиком с непрозрачностью 20% я подчистил текстуры на центральном младенце и на нижней акуле, поскольку она терялась. Тонально всё уже выглядело достаточно хорошо, но чего-то всё равно не хватало.

А не хватало мутности, не хватало того, от чего, в большинстве случаев, мы стремимся избавиться - шумов. Для этого есть фильтр Шум-Добавить шум (монохромный, по Гауссу). После этого центрального младенца опять нужно немного очистить от лишнего шума. Для этого ставим в окне История маркер на шаге, предшествующем добавлению шума и затем Архивной кистью с непрозрачностью 15-20% проходимся по центральному пузырьку и по некоторым переферийным. Работа готова (смотрите вверху).
Согласитесь, что ничего сверхъестественного здесь не использовалось. Нужно было вырезать шесть объектов, наложить несколько текстур, повозиться с прозрачность., цветовым тоном, яркостью и трансформацией. Никаких масок, никаких каналов, никаких рисований вручную. Времени я затратил максимум 3 часа, причём большая его часть ушла на поиск нужного материала. Так что же главное в коллаже? Идея и самый простой и эффективный способ её воплощения.