Life is photoФото Жизнь
Фотомагазин №1 в России!Убиваем цены на всё!
об авторе
Простой коллаж. Что главное?

 Alexey Ilyin
http://www.lifeisphoto.ru/vombat

альбомов автора: 6
фотографий автора: 54 (RSS)
комментариев автора: 14 (RSS)
статей автора: 2

фото автора:



e-mail:   скрыт
   
ICQ:   -
   
URL:   -
   
телефон:   -
   
страна:   Россия
   
город:   Фурманов
   
фотокамеры:   Olympus E-330
   
объективы:   -
   
последний визит:   20 декабря 2016 (22:38)
   
ещё:   -
   
в избранных:   26
   






Хочу сказать несколько слов о коллаже на примере создания одной из своих работ ("Страх"). Многим начинающим фотографам коллаж представляется либо очень лёгким занятием, либо, при неудачной попытке его осуществления, занятием неимоверно трудным. На самом деле основная трудность лежит не в самой технике и каких-то специфических знаниях, а в основной мысли, в идее, которую фотограф (или художник) пытается осуществить. Сейчас становится популярной техника Matte Painting, которой восхищаются, о которой говорят, но которая, по большому счёту, есть самый обычный коллаж с элементами ручной дорисовки. Мы отбросим в сторону все эти загадочные слова, не имеющие даже перевода на русский, и постараемся самыми обычными и всем известными способами создать вполне приличный коллаж. Поверьте, это под силу любому. Главное, повторюсь, это идея, то, о чём вы хотите своей работой сказать.
Итак, задумка у меня была такая... Хотелось изобразить страх, который часто рождается в неокрепшем сознании при столкновении с реалиями жизни; страх жить, страх иметь своё мнение, страх быть собой, страх неизвестности, некий подсознательный ужас, стремление вернуться обратно, избежав необходимости БЫТЬ и ПРИСУТСТВОВАТЬ. Это что-то сродни фрейдовскому влечению к смерти ("По ту сторону принципа удовольствия"). Изначально это должно было называться "Moritures" ("Идущие на смерть"). Дуло пистолета, направленное в голову, должно было означать готовность умереть и убеждённость в неизбежности самого факта смерти (рано или поздно). Именно этот образ, образ только что рождённого младенца с приставленным к голове дулом, возник первым; и вокруг него следовало строить всё остальное пространство. Идей этого построения было много, но все они несли элемент искусственности, надуманности. Остановился на самых обыкновенных пузырьках воздуха, поднимающихся из толщи воды на её поверхность. Тем самым пришёл к выводу, что в построении пространства следует искать такие формы, которые встречаются в природе в естественном виде. В природе любое пространство организовано и имеет понятные человеку структуры (пусть даже интуитивно). Итак, вначале я выбрал основной фон - текстуру воды, имеющую достаточно высокое разрешение:



На эту текстуру поместил текстуру с пузырьками:




Задний фон пришлось достаточно сильно размыть, чтобы придать видимость морской глубины, убрав ощущение поверхности ( надеюсь, не надо объяснять, где в Фотошопе находится фильтр Размытие). Текстуру с пузырьками на текстуру воды накладывал с параметрами наложения Линейный затемнитель. Пузырьки на этом размытом фоне стали выглядеть намного естественней. В общем, хорошо вписались.




Здесь, наверное, следует остановиться подробнее. Я часто встречал на сайтах текстурированные фотографии и видел, как многие удивляются тому, как такое возможно сделать. Спрашивали об этом и меня. Так вот, отвечаю. Это очень просто, но, тем не менее, каким-то чудом мало кто из начинающих знает об этом. Если кликнуть правой кнопкой мыши по иконке слоя на панеле Слои, то среди всего прочего во всплывающем окне будет строчка Параметры наложения. Поиграйтесь на досуге с этими параметрами - занятие интересное. А пока вернёмся к нашей работе.
Теперь дело за центральным персонажем. Его нужно было прорисовать и подсветить чётче всего остального. Состоял он из двух фоток:

самого младенца:




и пистолета:



При отделении объектов от фона я пользуюсь инструментом Перо. Выделить пистолет ещё проще: на верхней панеле выбираете Выделение-Цветовой диапазон и кликаете пипеткой по белому цвету вокруг пистолета; затем Редактирование-Очистить.
Совместив младенца и пистолет, объедините эти два слоя. Центральный персонаж готов. Теперь его нужно копировать и поместить в остальные пузырьки, меняя Трансформацией его величину и положение. Фильтром Размытие (по Гауссу) я размывал его очертания, фильтром Яркость подсвечивал либо затемнял фигуры, в зависимости от того, в какой области пространства они располагались. Опять же игрался с параметрами наложения для достижения приемлегого эффекта. Итак, первый этап работы был закончен:





Но атмосфера страха ещё не была создана достаточно явно. Следовало её усилить. А что же может усилить атмосферу страха в толще воды, как не акулы?. Находим акул





и помещаем их на картинку. Вначале получилось у меня так:



Но здесь акула в центре явно конфликтует с младенцем. Я её убрал, и решил выстроить акул по кресту, и сверху добавил чуть видимые силуэты акул-молотов (параметр наложения Осветление).


Ощущение страха рождается из размытых, неоформленных образов. Страх не позволяет широко открыть глаза и посмотреть прямо. Поэтому и акулы плывут как бы из периферии и притом размытые (фильтром Размытие в движении) и почти сливающиеся с водой.
Во многих из своих работ я пользовался фильтром Эффект освещения (Лампочка, Flashlight). Это добавляло фотографиям глубину. В данной работе я этим пользоваться не стал, поскольку две из четырёх текстур уже имели по краям затемнённую область. Однако подсветить центральную часть картинки было необходимо (всё для того же ощущения глубины). Я использовал плагин Viveza. Но те, у кого этого плагина нет, могли бы воспользоваться средствами Фотошопа, почти не уступающими по качеству эффекта этому плагину. Для этого создаём круглую выделенную область необходимого диаметра так, чтобы центр её находился в районе нашего "главного героя". Выставляем на верхней панеле растушёвку 30-50 пикселей (в зависимости от величины вашего полотна). Затем увеличиваем яркость этой выделенной области, её контрастность и, по необходимости, насыщенность. Убираем выделение - эффект готов. На этом второй этап был закончен.



Осталось поработать теперь с самим цветом, с тоном, с атмосферой. Пока картинка слишком чистая, детали её и общая тональность не гармонируют. Следует добавить мутности и мрачности. Для этого я использовал ещё две текстуры, одновременно работая с фильтром Цветовой тон/Насыщенность:





Первая текстура наложена с параметром Цветность, вторая - с параметром Мягкий свет. Разумеется, кроме способа наложения нужно отлаживать и степень прозрачности накладываемых текстур. Ластиком с непрозрачностью 20% я подчистил текстуры на центральном младенце и на нижней акуле, поскольку она терялась. Тонально всё уже выглядело достаточно хорошо, но чего-то всё равно не хватало.



А не хватало мутности, не хватало того, от чего, в большинстве случаев, мы стремимся избавиться - шумов. Для этого есть фильтр Шум-Добавить шум (монохромный, по Гауссу). После этого центрального младенца опять нужно немного очистить от лишнего шума. Для этого ставим в окне История маркер на шаге, предшествующем добавлению шума и затем Архивной кистью с непрозрачностью 15-20% проходимся по центральному пузырьку и по некоторым переферийным. Работа готова (смотрите вверху).

Согласитесь, что ничего сверхъестественного здесь не использовалось. Нужно было вырезать шесть объектов, наложить несколько текстур, повозиться с прозрачность., цветовым тоном, яркостью и трансформацией. Никаких масок, никаких каналов, никаких рисований вручную. Времени я затратил максимум 3 часа, причём большая его часть ушла на поиск нужного материала. Так что же главное в коллаже? Идея и самый простой и эффективный способ её воплощения.


комментарии


1.
VicTorY (12 ноября 2009 в 22:09)
а чьи фотографии использованы?

2.
Alexey Ilyin (12 ноября 2009 в 23:44)
Признаюсь, не знаю даже изготовителя пистолета :)

3.
Pilgrim (29 ноября 2009 в 05:58)
А какое право тогда Вы их (фотографии) имеете использовать? У меня был подобный комментарий с подобным вопросом к этой статье. Магическим образом исчез.

4.
Alexey Ilyin (29 ноября 2009 в 15:52)
Имею полное право. Это называется "другие виды некоммерческого использования".

5.
Pilgrim (29 ноября 2009 в 18:45)
Это неправда, Вы не являетесь автором фото и как следствие не имеете на него каких-либо прав, независимо от цели использования.

6.
Alexey Ilyin (29 ноября 2009 в 19:51)
Наверное, Вы юрист по образованию? Но тогда Вы не внимательно читали законы.
В каких случаях фотография может использоваться свободно, то есть без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения?
A: Фотография может использоваться свободно, то есть без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения исключительно в следующих случаях: - в изданиях, телепередачах и видеозаписях учебного характера может быть использована опубликованная фотография; - фотография может быть воспроизведена в обзоре текущих событий по телевидению; - фотография, опубликованная в прессе, может быть репродуцирована библиотекой или архивом по запросам отдельных граждан или в исследовательских целях; - фотография, помещенная в сборнике или периодике, может быть репродуцирована образовательным учреждением с целью показа во время проведения аудиторных занятий.

7.
Lenochka73 (14 ноября 2009 в 02:55)
Алгоритм действий интересен...и вообще - понравилось! 

8.
Alexey Ilyin (14 ноября 2009 в 14:48)
Большое спасибо.

9.
epsilon-delta (14 ноября 2009 в 15:34)
коллаж - это все таки очень непросто... сорри, не люблю грязи, не люблю шумов - ими как парвило заляпывают огрехи, а чистота линий требует очень кропотливой обработки.

10.
Alexey Ilyin (14 ноября 2009 в 15:57)
Не всякую идею можно воплотить в чистых линиях и красках. Не думаю, что страх чист и по золотому сечению. Первична всё же идея. Форма вторична. Хотя я люблю и работы, цель которых в гармоническом сочетании линий и цвета. Там требуются иные техники и инструменты; там больше специфики. Вообще, я разделил бы коллаж на три вида: смысловой (который рассмотрен в моей статье), интуитивный (экзистенциальный,что-то вроде коана), который встречается на сайтах чаще всего, и формальный (основанный исключительно на сочетании линии и цвета). Мне нравятся все, если, конечно, они сделаны с вдохновеньем и минимальным уровнем мастерства. Спасибо за комментарий.

11.
epsilon-delta (17 ноября 2009 в 19:26)
Позвольте не согласиться - всякую, это все го лишь дело техники. "Страх" как и любая другая субстанция ни в коем разе не отменяет правил композиции. Форма и идея не первычны и не вторичны - они неразделимы). Дело только в умении и в желании работать. :)

12.
Alexey Ilyin (17 ноября 2009 в 21:55)
Честно говоря, я не совсем понимаю, что Вы подразумеваете под чистотой линий. Есть различные стили исполнения коллажа. И некоторые из стилей вовсе не предполагают чистых и строгих линий и ясных образов. Картины Пикассо , как и кубистов вцелом, не предполагали "правильного" исполнения форм. А первая работа, с которой официально в живописи берёт начало коллаж ("Натюрморт с плетёным стулом" Пикассо) - там вообще нарушены все до того бывшие эталоном правила. А посмотрите работы Лентулова.Где там чистота линий и ясность форм?А под идеей я подразумеваю мысль. А мысль и форма не всегда нераздельны. Я предполагаю, что Вы имеете ввиду, говоря о некой чистоте линий. Многие коллажи, сляпанные от нечего делать или от желания спасти убитую фотку, далеки от совершенства. Но в моей статье речь шла не о моей конкретной работе, а о смысловой составляющей коллажа как такового. История коллажа и разнообразие его техник - это тема другой статьи, над которой я пытаюсь сейчас работать. Потому как ортодоксально настроенные фотографы и сторонники "фото без обработки" как-то забыли, что самой обработке столько же лет, сколько и фотографии вцелом.

13.
Геннадий(Abbat) (20 ноября 2009 в 01:53)
5 баллов

14.
БУРАТИНО (14 ноября 2009 в 19:30)
...круто! У меня никогда мозгов не хватит... =(

15.
Alexey Ilyin (14 ноября 2009 в 23:27)
Боюсь, что в одном из своих утверждений Вы не совсем искренни. Мир вокруг нас настолько же совершенен, насколько и далёк от совершенства. Попытка понять его двойственную структуру - это желание доказать своё духовное превосходство и в то же время "уравнять" несовершенное мира с совершенным представлением о нём человеческой души. Фотография - это не только "здесь и сейчас", но также и "за гранью времени и пространсва". Если, конечно, Ваш комментарий относится к статье, а не к моему размышлению выше.

16.
Евгений Зайцев (15 ноября 2009 в 12:47)
Согласен с Буратиной, может и познаний фотошопа мне и хватит, но заложить идею в работу не как. Я смотрю на чужие работы они мне очень нравятся, но как я не пыхтел над фотошопом, путёвого нечего не выходило, я не знал чего я хочу-смысла, темы(
Я думаю не всем дано видеть, а главное передать мир, и его окружение, так как на Вашем примере.

17.
Alexey Ilyin (15 ноября 2009 в 16:27)
Хороший фотограф очень часто боится показаться неискренним в своих работах, забывая о том, что помимо личных переживаний и личной боли существуют абстрактные идеи и архетипические (на уровне массового подсознания) образы. Можно выразить в своей работе именно такую абстракцию, и это не будет значить, что вы не искренни. По ходу работы происходит некоторое вживание в образ, достаточное, чтобы в нём осталась частичка вашей души. Мысль "я не переживаю это - значит оно глупо" - неправильная мысль. Хорошо выраженное "общее место" - это тоже приемлемая работа, если, конечно, фотограф (или художник) не претендует на статус гениальности.
К примеру, работа с РИТМАМИ - это тоже некий "предфотографический" коллаж, в основе которого лежит философия формы. Ритмически повторяющиеся объекты - это отражение невидимой глазу гармонии, которая, несмотря на её невидимость, в космосе всё-таки существует. Поставьте посреди длинного ряда пушистых тапочек и розовых туфелек рыбацкие бахилы - и это уже идея. Идея, созданная приёмом ритма, но не имеющая логического описания.
Выше я уже говорил, что коллажи бывают разные, не обязательно утяжелённые какой-либо мыслью. К тому же в фотографии десятки жанров, и каждый из них никакому другому не противоречит.
У Вас замечательные пейзажи, самодостаточные и не нуждающиеся ни в каких дополнениях. Но если вдруг возникнет желание выразить какую-либо идею, не бойтесь показаться неискренним и не бойтесь "общих мест" и абстракций.
Извините, если пишу как-то не очень понятно. По-другому как-то не получается. Вообще, я не сильно общителен, и это моя первая статья в жизни.

18.
Евгений Зайцев (15 ноября 2009 в 17:36)
Может со временем я и научусь по другому выражать мир, так как я его вижу, я всегда спешу, и это моя главная проблема.
PS Фотостаж у меня не большой, полтора года назад я только мечтал о фотокамере, и представления не имел , что с ней делать))

19.
Олеся Кренис (16 ноября 2009 в 22:34)
Спасибо ам за интересную познавательную статью!

20.
Alexey Ilyin (16 ноября 2009 в 22:44)
Буду рад, если Вы почерпнёте что-то полезное для себя. Спасибо Вам.

21.
murzik7 (22 ноября 2009 в 22:53)
хорошо придумано!

22.
Alexey Ilyin (29 ноября 2009 в 15:45)
Спасибо.

23.
ВЛАД (14 января 2010 в 23:33) - включите JavaScript
зловещий признак нассильственной инфантилизации непьющих людей.


новый комментарий

имя:
e-mail:
код:
 

комментарий:
добавить смайлик
не более 5000 символов

 
стиль сайта
статистика, реклама
партнёры
экспорт, помощь сайту
лёгкая версия 
мобильная версия 
Пользовательское соглашение
F.A.Q (вопросы)
включите JavaScript