«Всегда будут люди, которые смотрят только на технику исполнения – главный
их вопрос «как», в то время как других, более любознательных, интересует «почему».
Лично для меня вдохновляющая идея всегда значила больше, чем другая информация».
Ман Рей
Очень много накопилось в голове мыслей по поводу приемлемости или неприемлемости обработки в фотографии и о коллаже, как квинтэссенции всех мыслимых видов и способов этой обработки. Даже не знаю, с чего начать, чтобы не запутать читателя и не запутаться самому.
В своей недолгой фотографической практике и блуждании по сайтам встречал много недоброжелательных отзывов относительно обработки. Часто эти отзывы были просто хамскими и весьма задевали моё самолюбие и внутреннюю убеждённость в том, что я иду в правильном направлении. «Шопография» - это, пожалуй, самое безобидное из всего, что было брошено в адрес некоторых моих работ. Потому и пришлось покопаться в истории и в собственных мозгах, дабы подкрепить свою убеждённость некоторыми деталями из области фотографии. Разделю свой очерк на три части, чтобы не мешать в кучу теснящиеся в голове мысли.
1. РОЖДЕНИЕ КОЛЛАЖА
Легко можно предположить, что коллаж как соединение в единой плоскости разнородных объектов зародился ещё в каменном веке. Не говоря уже о наскальных рисунках, где фантазия первобытного художника привносила в реальность многое из существующего только в сознании, можно усмотреть коллаж и в первом каменном топоре и в первой колёсной телеге. Художник отличается от учёного тем, что не СЛЕДУЕТ реальности и не ИССЛЕДУЕТ её; художник после пристального внимания ПРИВНОСИТ во внешнюю реальность реальность внутреннюю, глазу незримую; художник соединяет воедино казалось бы несоединимое и получает продукт духовного свойства с десятками смыслов и с безграничным познавательным полем. Но это всё зыбкие ассоциации, игра определений и свойств.
Более ощутим коллаж как отдельный вид творчества намного позже века каменного. Неофициально он зародился непосредственно вместе с появлением самой фотографии. Камера-обскура (то бишь первый фотик в истории человечества) привела в восторг обывателя, но сильно испугала художников, посчитавших, что уж теперь-то они останутся без работы. Но скоро художники успокоились, поняв, что, кроме реалистичности изображаемого, требуется ещё много чего другого: знание композиции, распределения света; да и с цветом и динамическим диапазоном у первых аппаратов дела не складывались совсем. Тут-то фотографы и начали свои первые опыты по обработке. В силу несовершенства фотографических материалов поначалу невозможно было даже отделить на карточке небо и облака, они попросту сливались в одну массу. Приходилось отдельно снимать облака и отдельно небо, а потом механически соединять их в одном пейзаже, ретушируя по ходу всевозможные бросающиеся в глаза переходы. Фотография «как есть» являла собой полное техническое несовершенство. Вторым недостатком фотографии начала 20 века было долгое экспонирование. Выдержка в 3 секунды при групповом портретировании приводила к тому, что многие из участников съёмки успевали моргнуть, хихикнуть или открыть рот. На помощь спешил коллаж - пока ещё чисто технический приём, не нёсший на себе никакой художественной нагрузки. Групповой портрет делался, что теперь называется, серийной съёмкой, и затем неудачные кадры заменялись вырезками из удачных дублей. Называлось это комбинированной съёмкой. Мастерами таких фокусов были, к примеру, англичане Дэвид Хилл и Роберт Адамсон. В 1843 году они смонтировали из 470 заранее подготовленных портретов «Заседание Свободной церкви в Шотландии» (другое название «Подписание акта об отречении»).

2. РАЗВИТИЕ КОЛЛАЖА
Вообще, само определение «коллаж» пришло из области изобразительного искусства. Коллаж – это совмещение разнообразных изображений, наклеенных на бумагу или холст. В переводе с французского «коллаж» означает «склеивание, наклейка» (papier coll`ee – наклеенная бумага). Общепринятая дата возникновения коллажа в живописи – 1912 год. В этом году Пабло Пикассо сотворил свой «Натюрморт с плетёным стулом». Мало того, что его овальная картина была оплетена вместо багетной рамы золотым кантом, но художник к тому же изобразил поверхность мебели на картине при помощи куска клеёнки. Но и здесь самостоятельного значения, как и в последующем творчестве кубистов, коллаж ещё не имеет.
Наклейки для создания объёмного образа использовались и раньше, в 1901 году, в рисунках М. Врубеля. Известен его «Автопортрет» с вклеенной бумажной папиросой (работа 1905-06 годов).
В русском искусстве первыми коллажами считаются работы А. Лентулова (панно «Москва» и «Василий Блаженный»). Это работы 1913 года; в первой Лентулов использовал наклейки из бумаги, а во второй наклейки из фольги.

Из живописи термин «коллаж» перекочевал в полном своём объёме и в фотографию. Как жанр самостоятельный, фотоколлаж сформировался в начале 20 века. Произошло это в Германии. Р. Хаусманн (основатель модернистского течения «Dada») изложил основные принципы нового направления в своей статье «Определение фотомонтажа». Это был некий язык для посвящённых в форме визуальных объектов. Хаусманн утверждал, что фотомонтаж «…построен на контрасте между структурой и размером, грубостью и мягкостью, общим и крупным планом, перспективой и плоскостью, предельной технической гибкостью и диалектическим подходом — и все это в одинаковой степени возможно… Эта возможность использования наиболее резких контрастов, а также достижение равновесия, близкого к совершенству, гарантируют этому выразительному средству долгое и очень продуктивное существование…». И оказался прав (относительно долгого и продуктивного существования).
Во время Первой мировой войны своими пропагандистскими плакатами-памфлетами прославился Джон Хартфилд. В своих работах он впервые использовал обратную перспективу (существовавшую в иконописи), смещённые масштабы и свойственные плакату метафоричность и лаконичность. Вместе со своими друзьями он рисовал открытки, которые посылал на фронт товарищам. Открытки зачастую содержали зашифрованные визуальные высказывания с политическим подтекстом, состоящие из газетных и рекламных вырезок. Высказанное словами, это, разумеется, не прошло бы никакую цензуру.

В послевоенные годы самым известным объединением «фотомонтажников» была группа «Фотоформ», основанная О. Штайнером. А наиболее последовательным в этой технике внутри «Фотоформа» оказался Хайнц Хайек-Хальке, создававший из обыденных элементов совершенно фантастические и местами апокалиптические образы.

Во время Великой Отечественной войны распространение получил политический фотоплакат. В технике фотомонтажа работали В. Корецкий и А. Житомирский.

Появление цветных технологий подарило фотографам не только новые возможности,но и трудностей создало не меньше. Динамический диапазон цветных материалов оказался меньше, чем чёрно-белых. А составлять коллажи из цветных фотографий было сложно из-за несовершенства технологий печати. Коллаж как бы ушёл в подполье. Из-за дороговизны химических и технических средств, необходимых в работе, такую роскошь могли позволить себе единицы. Поэтому большинство работ в этой технике были созданы под крылом богатых организаций и рекламных агенств: афиши, буклеты, всевозможные этикетки и иллюстрации.
Революция в технологиях фотомонтажа произошла с появлением Фотошопа. Вот уж бескрайний простор для брызганья слюной рьяных сторонников фотографии «как есть». Сколько неприличных высказываний было сделано в адрес этой грандиозной программы. Тем не менее, это подарило вторую жизнь коллажу и, что важнее всего, распространило эту технику в массах. Теперь каждый желающий, придя с работы домой, мог сесть за компьютер и, немного подучившись основам, сделать для себя и друзей неплохой коллаж. «Как же так!» - возмутились профессионалы. - «Мы столько времени и сил потратили на гидрохинон, маски, бачки и красные фонари! Мы ночами не спали, изобретая нечеловеческие способы проявки и случайно открывая для себя страшные тайны! И вдруг всё это сделалось ненужным и примитивным с появлением Фотошопа…». И стала величайшая из программ врагом номер один для этих обиженных мастеров. А те и ученикам своим вдолбили, что Фотошоп – зло. Можно было бы сказать, что фотография раскололась на две части: «до» Фотошопа и «после». Но если второе с удовольствием учится у первого композиции, цвету, свету, образности и т.п , то первое всё отвергает, лишая себя возможности развиваться.
Вот так мы подошли в своём очерке к современности. А о современности говорить куда сложнее, нежели о чём-то признанном и свершившемся. Много течений и техник формируются и совершенствуются в данный момент. Выделить из них что-то «самое-самое» весьма сложно. Довольно много фотографов-коллажистов попросту пропиарены либо являются рупорами мимолётных течений моды. Здесь, как говорится, на вкус и цвет… Коллаж во многом стал искусством массовым; в безвестных группах и просто в обычных квартирах совершаются неожиданные находки. Не спорю, много и хлама выброшено в просторы интернета, много нелепостей, наивностей, бездарных подражаний и повторений. Но если не научиться отличать достойное от второстепенного, то многое можно упустить для себя как фотографа, даже если вы сторонник фотографии «как есть». Не следует сыпать ругательствами направо и налево только потому, что кто-то внушил вам, что Фотошоп – это зло. Обратитесь к истории фотографии, к истории вообще изобразительного искусства – и вы много, очень много полезного для себя почерпнёте. В том числе и на «Фотожизни» есть очень достойные мастера «обработки» и коллажа. Лично мне импонирует творчество Александра Разбейкова. Если кто-то не видел его работы, то пусть поищет на сайте.
Имена современных и недалёкого прошлого фотографов-коллажистов разбросаны по всемирной сети. Найти их, в большинстве случаев, несложно. А некоторые из них известны не по публикациям в прессе, а по своим персональным выставкам, тихим и скромным, но выставляемым при этом в весьма приличных музеях искусств по всему миру. К примеру, Джон Вуд, на имя которого поисковик выдаст либо знаменитого актёра, либо, в лучшем случае, архитектора.
При желании (если коллаж заинтересовал вас не на шутку) вы можете поискать в интернете следующие имена: Ман Рей:

Марио Санчес Невадо:

Алессандро Бавари:

Миша Гордин:

Жан Пауло Томаси:

Эл Магнус:

Финли Маккей:

Дэвид Хокни, Патрик Винфилд, Ласло Мохой-Надь, Джеймс Розенквист, Ричард Гамильтон, Грета Штерн, Эдуардо Росифе, Линдер Стерлинг, Роберт и Шана ПаркХаррисон.
3.СТИЛИ И МЕТОДЫ
Вообще, это, наверное, тема отдельного очерка. Но поскольку мне просто не терпится поговорить о стилях, то не могу отказать себе в удовольствии высказаться о них здесь.
Лично я (думаю, что и многие другие) отделяю искусство фотографии от других статических изобразительных искусств чисто условно и в большей степени исходя из разности технических средств. Сущность же у всех одна – показать сочетанием света и тени, формой, цветом и расположением объектов относительно друг друга некую идею (формальную либо смысловую). Поэтому сторонникам чистых линий и строгих композиций я могу возразить примерами отсутствия всех этих канонов «чистоты» в работах выдающихся мастеров. Посмотрите на работы Лентулова – где их внешняя строгость? Пытаясь совместить приёмы иконописи и лубка, он старался передать некую атмосферу, некую русскость пространства, прозрачность и светлость своих образов, их внутреннюю полноту. Полотно (как на панно «Москва») заполнено объектами целиком, даже центр видимо отсутствует.
Одна из величайших работ Огюста Родена – это памятник Бальзаку. На фоне других его творений, олицетворявших чувственность, грацию, изящество, чёткость и пропорциональность линий, эта работа выглядит нарочито небрежной, грубой, непропорциональной. Современники при жизни Родена так и не признали ценность этой его работы, но сам Роден знал, что это одно из лучшего за всю его жизнь. Если в ранних своих скульптурах Роден показывал совершенство формы, то в «Бальзаке» он попытался изобразить РАЗВИТИЕ этой формы, то, как из хаоса, грубости и буйства первобытных чувств рождается зримый образ. Вот случай, где не может быть и намёка на чистоту линий и соразмерность деталей.

Если говорить о работах более современных, то в качестве примера можно привести творчество Джона Вуда, который в своих фотоколлажах часто использовал такие приёмы, которые просто «убивали» чистоту линий на корню (например, приём соляризации).
Споры о первичности формы или идеи – это всё равно что споры о первичности материи или духа. Есть своего рода материалисты и в коллаже, для которых чистота исполнения и строгое соотношение деталей работы имеют если не первостепенное значение, то уж во всяком случае равное с идейной стороной дела. Но есть и другие, те, для которых форма пуста, если в ней не сконцентрирована мысль и если этой мысли не подчинены все формальные составляющие фотоработы. К примеру, Эл Магнус, прежде чем брать в руки фотоаппарат, первоначально писал целое эссе по теме предстоящей работы.
Но я полагаю, что все стили и методы правомерны. Сколько людей, столько и техник. Уровень работы оценивается по многим составляющим, и впечатление на зрителя производит вся работа в целом, а не отдельные её элементы. Создать необходимую атмосферу, донести понятными образами идею и воодушевить зрителя – вот цель любого художника, будь то фотограф или режиссёр, скульптор или музыкант. И тогда уже не важным и смешным кажется вопрос – а сколько здесь Фотошопа? А какое тут разрешение? А вот тут белое пятнышко отвлекает…
Вот вкратце всё, что я могу сказать о том, как развивался коллаж и какое достойнейшее место в мире современного искусства он теперь занимает.