Life is photoФото Жизнь
Фотомагазин №1 в России!Убиваем цены на всё!
об авторе
О «злом» фотошопе и о коллаже, у которого тот в кумирах (сто первый раз об истории и развитии коллажа).

 Alexey Ilyin
http://www.lifeisphoto.ru/vombat

альбомов автора: 6
фотографий автора: 54 (RSS)
комментариев автора: 14 (RSS)
статей автора: 2

фото автора:



e-mail:   скрыт
   
ICQ:   -
   
URL:   -
   
телефон:   -
   
страна:   Россия
   
город:   Фурманов
   
фотокамеры:   Olympus E-330
   
объективы:   -
   
последний визит:   20 декабря 2016 (22:38)
   
ещё:   -
   
в избранных:   26
   


«Всегда будут люди, которые смотрят только на технику исполнения – главный

их вопрос «как», в то время как других, более любознательных, интересует «почему».

Лично для меня вдохновляющая идея всегда значила больше, чем другая информация».

Ман Рей

Очень много накопилось в голове мыслей по поводу приемлемости или неприемлемости обработки в фотографии и о коллаже, как квинтэссенции всех мыслимых видов и способов этой обработки. Даже не знаю, с чего начать, чтобы не запутать читателя и не запутаться самому.

В своей недолгой фотографической практике и блуждании по сайтам встречал много недоброжелательных отзывов относительно обработки. Часто эти отзывы были просто хамскими и весьма задевали моё самолюбие и внутреннюю убеждённость в том, что я иду в правильном направлении. «Шопография» - это, пожалуй, самое безобидное из всего, что было брошено в адрес некоторых моих работ. Потому и пришлось покопаться в истории и в собственных мозгах, дабы подкрепить свою убеждённость некоторыми деталями из области фотографии. Разделю свой очерк на три части, чтобы не мешать в кучу теснящиеся в голове мысли.

1. РОЖДЕНИЕ КОЛЛАЖА

Легко можно предположить, что коллаж как соединение в единой плоскости разнородных объектов зародился ещё в каменном веке. Не говоря уже о наскальных рисунках, где фантазия первобытного художника привносила в реальность многое из существующего только в сознании, можно усмотреть коллаж и в первом каменном топоре и в первой колёсной телеге. Художник отличается от учёного тем, что не СЛЕДУЕТ реальности и не ИССЛЕДУЕТ её; художник после пристального внимания ПРИВНОСИТ во внешнюю реальность реальность внутреннюю, глазу незримую; художник соединяет воедино казалось бы несоединимое и получает продукт духовного свойства с десятками смыслов и с безграничным познавательным полем. Но это всё зыбкие ассоциации, игра определений и свойств.

Более ощутим коллаж как отдельный вид творчества намного позже века каменного. Неофициально он зародился непосредственно вместе с появлением самой фотографии. Камера-обскура (то бишь первый фотик в истории человечества) привела в восторг обывателя, но сильно испугала художников, посчитавших, что уж теперь-то они останутся без работы. Но скоро художники успокоились, поняв, что, кроме реалистичности изображаемого, требуется ещё много чего другого: знание композиции, распределения света; да и с цветом и динамическим диапазоном у первых аппаратов дела не складывались совсем. Тут-то фотографы и начали свои первые опыты по обработке. В силу несовершенства фотографических материалов поначалу невозможно было даже отделить на карточке небо и облака, они попросту сливались в одну массу. Приходилось отдельно снимать облака и отдельно небо, а потом механически соединять их в одном пейзаже, ретушируя по ходу всевозможные бросающиеся в глаза переходы. Фотография «как есть» являла собой полное техническое несовершенство. Вторым недостатком фотографии начала 20 века было долгое экспонирование. Выдержка в 3 секунды при групповом портретировании приводила к тому, что многие из участников съёмки успевали моргнуть, хихикнуть или открыть рот. На помощь спешил коллаж - пока ещё чисто технический приём, не нёсший на себе никакой художественной нагрузки. Групповой портрет делался, что теперь называется, серийной съёмкой, и затем неудачные кадры заменялись вырезками из удачных дублей. Называлось это комбинированной съёмкой. Мастерами таких фокусов были, к примеру, англичане Дэвид Хилл и Роберт Адамсон. В 1843 году они смонтировали из 470 заранее подготовленных портретов «Заседание Свободной церкви в Шотландии» (другое название «Подписание акта об отречении»).


2. РАЗВИТИЕ КОЛЛАЖА

Вообще, само определение «коллаж» пришло из области изобразительного искусства. Коллаж – это совмещение разнообразных изображений, наклеенных на бумагу или холст. В переводе с французского «коллаж» означает «склеивание, наклейка» (papier coll`ee – наклеенная бумага). Общепринятая дата возникновения коллажа в живописи – 1912 год. В этом году Пабло Пикассо сотворил свой «Натюрморт с плетёным стулом». Мало того, что его овальная картина была оплетена вместо багетной рамы золотым кантом, но художник к тому же изобразил поверхность мебели на картине при помощи куска клеёнки. Но и здесь самостоятельного значения, как и в последующем творчестве кубистов, коллаж ещё не имеет.

Наклейки для создания объёмного образа использовались и раньше, в 1901 году, в рисунках М. Врубеля. Известен его «Автопортрет» с вклеенной бумажной папиросой (работа 1905-06 годов).

В русском искусстве первыми коллажами считаются работы А. Лентулова (панно «Москва» и «Василий Блаженный»). Это работы 1913 года; в первой Лентулов использовал наклейки из бумаги, а во второй наклейки из фольги.

Из живописи термин «коллаж» перекочевал в полном своём объёме и в фотографию. Как жанр самостоятельный, фотоколлаж сформировался в начале 20 века. Произошло это в Германии. Р. Хаусманн (основатель модернистского течения «Dada») изложил основные принципы нового направления в своей статье «Определение фотомонтажа». Это был некий язык для посвящённых в форме визуальных объектов. Хаусманн утверждал, что фотомонтаж «…построен на контрасте между структурой и размером, грубостью и мягкостью, общим и крупным планом, перспективой и плоскостью, предельной технической гибкостью и диалектическим подходом — и все это в одинаковой степени возможно… Эта возможность использования наиболее резких контрастов, а также достижение равновесия, близкого к совершенству, гарантируют этому выразительному средству долгое и очень продуктивное существование…». И оказался прав (относительно долгого и продуктивного существования).

Во время Первой мировой войны своими пропагандистскими плакатами-памфлетами прославился Джон Хартфилд. В своих работах он впервые использовал обратную перспективу (существовавшую в иконописи), смещённые масштабы и свойственные плакату метафоричность и лаконичность. Вместе со своими друзьями он рисовал открытки, которые посылал на фронт товарищам. Открытки зачастую содержали зашифрованные визуальные высказывания с политическим подтекстом, состоящие из газетных и рекламных вырезок. Высказанное словами, это, разумеется, не прошло бы никакую цензуру.

В послевоенные годы самым известным объединением «фотомонтажников» была группа «Фотоформ», основанная О. Штайнером. А наиболее последовательным в этой технике внутри «Фотоформа» оказался Хайнц Хайек-Хальке, создававший из обыденных элементов совершенно фантастические и местами апокалиптические образы.

Во время Великой Отечественной войны распространение получил политический фотоплакат. В технике фотомонтажа работали В. Корецкий и А. Житомирский.

Появление цветных технологий подарило фотографам не только новые возможности,но и трудностей создало не меньше. Динамический диапазон цветных материалов оказался меньше, чем чёрно-белых. А составлять коллажи из цветных фотографий было сложно из-за несовершенства технологий печати. Коллаж как бы ушёл в подполье. Из-за дороговизны химических и технических средств, необходимых в работе, такую роскошь могли позволить себе единицы. Поэтому большинство работ в этой технике были созданы под крылом богатых организаций и рекламных агенств: афиши, буклеты, всевозможные этикетки и иллюстрации.

Революция в технологиях фотомонтажа произошла с появлением Фотошопа. Вот уж бескрайний простор для брызганья слюной рьяных сторонников фотографии «как есть». Сколько неприличных высказываний было сделано в адрес этой грандиозной программы. Тем не менее, это подарило вторую жизнь коллажу и, что важнее всего, распространило эту технику в массах. Теперь каждый желающий, придя с работы домой, мог сесть за компьютер и, немного подучившись основам, сделать для себя и друзей неплохой коллаж. «Как же так!» - возмутились профессионалы. - «Мы столько времени и сил потратили на гидрохинон, маски, бачки и красные фонари! Мы ночами не спали, изобретая нечеловеческие способы проявки и случайно открывая для себя страшные тайны! И вдруг всё это сделалось ненужным и примитивным с появлением Фотошопа…». И стала величайшая из программ врагом номер один для этих обиженных мастеров. А те и ученикам своим вдолбили, что Фотошоп – зло. Можно было бы сказать, что фотография раскололась на две части: «до» Фотошопа и «после». Но если второе с удовольствием учится у первого композиции, цвету, свету, образности и т.п , то первое всё отвергает, лишая себя возможности развиваться.

Вот так мы подошли в своём очерке к современности. А о современности говорить куда сложнее, нежели о чём-то признанном и свершившемся. Много течений и техник формируются и совершенствуются в данный момент. Выделить из них что-то «самое-самое» весьма сложно. Довольно много фотографов-коллажистов попросту пропиарены либо являются рупорами мимолётных течений моды. Здесь, как говорится, на вкус и цвет… Коллаж во многом стал искусством массовым; в безвестных группах и просто в обычных квартирах совершаются неожиданные находки. Не спорю, много и хлама выброшено в просторы интернета, много нелепостей, наивностей, бездарных подражаний и повторений. Но если не научиться отличать достойное от второстепенного, то многое можно упустить для себя как фотографа, даже если вы сторонник фотографии «как есть». Не следует сыпать ругательствами направо и налево только потому, что кто-то внушил вам, что Фотошоп – это зло. Обратитесь к истории фотографии, к истории вообще изобразительного искусства – и вы много, очень много полезного для себя почерпнёте. В том числе и на «Фотожизни» есть очень достойные мастера «обработки» и коллажа. Лично мне импонирует творчество Александра Разбейкова. Если кто-то не видел его работы, то пусть поищет на сайте.

Имена современных и недалёкого прошлого фотографов-коллажистов разбросаны по всемирной сети. Найти их, в большинстве случаев, несложно. А некоторые из них известны не по публикациям в прессе, а по своим персональным выставкам, тихим и скромным, но выставляемым при этом в весьма приличных музеях искусств по всему миру. К примеру, Джон Вуд, на имя которого поисковик выдаст либо знаменитого актёра, либо, в лучшем случае, архитектора.

При желании (если коллаж заинтересовал вас не на шутку) вы можете поискать в интернете следующие имена: Ман Рей:

Марио Санчес Невадо:

Алессандро Бавари:

Миша Гордин:

Жан Пауло Томаси:

Эл Магнус:

Финли Маккей:

Дэвид Хокни, Патрик Винфилд, Ласло Мохой-Надь, Джеймс Розенквист, Ричард Гамильтон, Грета Штерн, Эдуардо Росифе, Линдер Стерлинг, Роберт и Шана ПаркХаррисон.

3.СТИЛИ И МЕТОДЫ

Вообще, это, наверное, тема отдельного очерка. Но поскольку мне просто не терпится поговорить о стилях, то не могу отказать себе в удовольствии высказаться о них здесь.

Лично я (думаю, что и многие другие) отделяю искусство фотографии от других статических изобразительных искусств чисто условно и в большей степени исходя из разности технических средств. Сущность же у всех одна – показать сочетанием света и тени, формой, цветом и расположением объектов относительно друг друга некую идею (формальную либо смысловую). Поэтому сторонникам чистых линий и строгих композиций я могу возразить примерами отсутствия всех этих канонов «чистоты» в работах выдающихся мастеров. Посмотрите на работы Лентулова – где их внешняя строгость? Пытаясь совместить приёмы иконописи и лубка, он старался передать некую атмосферу, некую русскость пространства, прозрачность и светлость своих образов, их внутреннюю полноту. Полотно (как на панно «Москва») заполнено объектами целиком, даже центр видимо отсутствует.

Одна из величайших работ Огюста Родена – это памятник Бальзаку. На фоне других его творений, олицетворявших чувственность, грацию, изящество, чёткость и пропорциональность линий, эта работа выглядит нарочито небрежной, грубой, непропорциональной. Современники при жизни Родена так и не признали ценность этой его работы, но сам Роден знал, что это одно из лучшего за всю его жизнь. Если в ранних своих скульптурах Роден показывал совершенство формы, то в «Бальзаке» он попытался изобразить РАЗВИТИЕ этой формы, то, как из хаоса, грубости и буйства первобытных чувств рождается зримый образ. Вот случай, где не может быть и намёка на чистоту линий и соразмерность деталей.

Если говорить о работах более современных, то в качестве примера можно привести творчество Джона Вуда, который в своих фотоколлажах часто использовал такие приёмы, которые просто «убивали» чистоту линий на корню (например, приём соляризации).

Споры о первичности формы или идеи – это всё равно что споры о первичности материи или духа. Есть своего рода материалисты и в коллаже, для которых чистота исполнения и строгое соотношение деталей работы имеют если не первостепенное значение, то уж во всяком случае равное с идейной стороной дела. Но есть и другие, те, для которых форма пуста, если в ней не сконцентрирована мысль и если этой мысли не подчинены все формальные составляющие фотоработы. К примеру, Эл Магнус, прежде чем брать в руки фотоаппарат, первоначально писал целое эссе по теме предстоящей работы.

Но я полагаю, что все стили и методы правомерны. Сколько людей, столько и техник. Уровень работы оценивается по многим составляющим, и впечатление на зрителя производит вся работа в целом, а не отдельные её элементы. Создать необходимую атмосферу, донести понятными образами идею и воодушевить зрителя – вот цель любого художника, будь то фотограф или режиссёр, скульптор или музыкант. И тогда уже не важным и смешным кажется вопрос – а сколько здесь Фотошопа? А какое тут разрешение? А вот тут белое пятнышко отвлекает…

Вот вкратце всё, что я могу сказать о том, как развивался коллаж и какое достойнейшее место в мире современного искусства он теперь занимает.

 

 


комментарии


1.
Антон Сухорский (20 ноября 2009 в 10:32)
!!!!!!!!!!!.....нет слов, как много в этих строках

2.
Alexey Ilyin (20 ноября 2009 в 16:54)
Благодарю.

3.
Михаил Пантелеев (20 ноября 2009 в 12:51)
Статья отличная, только надо выкинуть несколько строк из вступления и заключения. Почему? Они явно лишние. Вы свалили в кучу доведенный до ума, выверенный до миллиметра коллаж и сырое,недоделанное фото. Вы же сами пишете "впечатление на зрителя производит вся работа в целом, а не отдельные её элементы...". Впечатление может произвести только вполне законченная и гармоничная работа, и тогда совершенно не важна доля ФШ, LR и прочих инструментов. А когда на фоте есть совершенно ни чем не обоснованные элементы (перешарпы, пересветы, провалы в тенях и т.д.) - это вызывает только досаду. Когда на фоте вылезает грубый, а порой и неумелый ФШ, тем более.
А в целом, повторюсь статья понравилась.


4.
Alexey Ilyin (20 ноября 2009 в 16:51)
Спасибо за отзыв. Тема коллажа слишком многогранна. Здесь и целой книги не хватит, чтобы осветить все его стороны. Но убеждён, что на данный момент это пока самый развивающийся и многообещающий жанр, поскольку будущее за объединением техник и даже целых видов искусств. Похожих статей в интернете много, моя не открывает ничего нового, но я постарался охватить как можно большие аспекты в одном месте и подкрепить это достаточным иллюстративным материалом.

5.
Нина (20 ноября 2009 в 23:37)
интересно было почитать. у Разбейкова ник _AR?

6.
Alexey Ilyin (20 ноября 2009 в 23:49)
У него нет ника. Просто Александр Разбейков. Рад, что Вас заинтересовало.

7.
Нина (21 ноября 2009 в 09:59)
почему-то поиск мне результатов не выдаёт. может, ссылку дадите?

8.
Михаил Пантелеев (23 ноября 2009 в 13:57)
Поищите просто "Разбейков"'а.
http://arts.in.ua/artists/razart/ 
http://photographers.com.ua/profile/aleksandr_razbejkov/

9.
Jash (23 ноября 2009 в 22:42)
Интересная статья!
Но несколько запутанно. Да оно и понятно, сейчас с развитием цифровой графики развелось море терминов: коллаж, фотомонтаж, фотокомпиляция, композитная фотография, комп. искусство (digital-art), и иже с ними...
Когда вот, современное цифровое искусство, основанное на фотографии, будет отдельным признанным жанром вопрос...:)??

10.
Alexey Ilyin (24 ноября 2009 в 00:55)
Когда сумеет сделать то, что не смогут повторить в отдельности ни фотограф, ни художник. Вот тогда, думаю, и станет отдельным. А пока вот то там, то сям... Судьба.

11.
Jash (24 ноября 2009 в 21:39)
Да вроде коллекционерами уже признано http://ekomik.ru/magazine/54-arxiv-kontrakty-segodnya/2176.html ...))
Дело за определением...)

12.
olovir (28 ноября 2009 в 15:44)
Очень интересная статья.Ужасно хочется попробовать делать хотя бы простые коллажи, так что спасибо за такую полезную информацию

13.
Alexey Ilyin (28 ноября 2009 в 21:49)
Рад быть полезным. Обязательно попробуйте. Уверен, что получится! Удачи и вдохновенья!!!

14.
Pilgrim (29 ноября 2009 в 05:46)
Статья однобокая по причине того, что отстутствует имя и работы непревзойденного гения и основополжника аналогового фотографического монтажа Jerry Uelsmann

http://www.uelsmann.net/

15.
Alexey Ilyin (29 ноября 2009 в 19:56)
Для того и комментарии, чтобы пополнить недостающие части. В статье невозможно охватить всё, тем более, что она была не столько об истории, сколько о сущности коллажа. Ваша ссылка кому-то будет интересна. И это хорошо. Спасибо.

16.
frd88 (7 декабря 2009 в 21:52)
Очень позновательно, спасибо!

17.
Alexey Ilyin (7 декабря 2009 в 22:20)
Не за что. Спасибо Вам за проявленный интерес.

18.
Melonik (27 декабря 2009 в 14:37)
Спасибо Вам большое, открыла для себя новые имена. Я думаю, статья многих вдохновит на творчество, а это главное.

19.
_SaVa_ (24 июня 2010 в 14:31)
Огромное спасибо за эту статью!

20.
Alexey Ilyin (24 июня 2010 в 21:15)
Похожих статей в интернете много. Спасибо Вам, что прочли и откликнулись именно на эту.

21.
qqqqqing (13 марта 2017 в 04:37)
<http://www.louisvuittonoutletlouisvuittonhandbags.us.com/ http://www.burberryoutletstore.in.net/ http://www.swarovski-crystal.me.uk/ http://www.beats-headphones.in.net/ http://www.pandoracharmssaleclearance.org/ http://www.cheapjordansfreeshipping.us.com/ http://www.michaelkors-outletonlineclearance.us.com/ http://www.asicsisrael.com/ http://www.louisvuittonoutlethandbags.us.com/ http://www.christianlouboutinoutletsale.us.com/ http://www.truereligion-sale.in.net/ http://www.ralphlaurenpolo.us.com/ http://www.louis-vuittonlv.us.com/ http://www.poloralphlaurenoutletstore.us.com/ http://www.louisvuittonhandbagsoutlet.org.uk/ http://www.rolex-outlet.us.com/ http://www.raybansunglassesuk.com.co/ http://www.truereligionjeansoutlet.co.uk/ http://www.katespadehandbags.me.uk/ http://www.mcmoutletstore.us.com/ http://www.truereligion-jean.us.com/ http://www.hermesbirkin.org/ http://www.ralphlaurenoutlet.org.uk/ http://www.michaelkorshandbagsoutletsale.us.com/ http://www.rolexwatchesforsale.me.uk/ http://www.katespadeoutletonlinestore.us.com/ http://www.coachfactoryoutlet-store.com.co/ http://www.guccioutletonline.us.org/ http://www.michae-kors-outlet.ca/ http://www.outletmichaelkors.co.uk/ http://oakley.sunglassess.us.com/ http://www.clearancefitflopssale.com/ http://www.truereligionjeanssale.com/ http://www.michaelkorsoutletonlineofficial.us.com/ http://www.coachfactory-outletonline.com.co/ http://www.valentinooutlet.us.com/ http://www.kobeshoes.us/ http://www.toryburchoutletstores.us.org/ http://www.nikestore-uk.me.uk/ http://www.oakleysunglassescheapwholesale.us.com/ http://www.omegawatches.me.uk/ http://www.guccioutletonlinestores.org/ http://www.michaelkorsoutletonlineclearance.us.org/ http://www.michaelkorsbags.org.uk/ http://www.nikeroshe-run.org.uk/ http://www.oakleysunglassesformen.com.co/ http://www.coachoutletonline-factory.us.com/ http://www.adidasnmdshoes.us.org/ http://www.burberry-outletstore.in.net/ http://www.louisvuittonoutlet-store.us.org/ qqqqqing20170313


новый комментарий

имя:
e-mail:
код:
 

комментарий:
добавить смайлик
не более 5000 символов

 
стиль сайта
статистика, реклама
партнёры
экспорт, помощь сайту
лёгкая версия 
мобильная версия 
Пользовательское соглашение
F.A.Q (вопросы)
включите JavaScript