Мне часто приходится отвечать в «личку» на одни и те же вопросы, связанные с техникой подготовки публикации. По этой причине я решил изложить свои соображения для общего пользования. Это всего лишь мое мнение и мои методы, сложившиеся к данному моменту. Вы вольны двигаться своим путем. Наверняка кто-то умеет это делать лучше меня, но я не видел его изложения технологии и не могу привести ссылку на нее.
Для меня работа со снимком делится на два этапа.
Первый этап – подготовка снимка к печати. Здесь решаются все вопросы, определяющие, как будет выглядеть снимок: цветовая палитра, тональность, мягкость или жесткость, применяемые эффекты и прочее, и прочее, и прочее. Диапазон технических средств и приемов здесь огромен и этим вопросам посвящено множество книг и статей. Но когда этот вопрос решен, и снимок можно отпечатать и повесить на стену или поместить в альбом, наступает время второго этапа – подготовки снимка к публикации на сайте.
На этом этапе решается небольшой набор чисто технических вопросов (за исключением рамок, которых я не буду касаться). Необходимо определиться с размерами будущей публикации и решить вопросы максимального сохранения качества (детализации, резкости, шумов…) при уменьшении версии для печати до требуемых размеров.
Я полагаю, что на данный момент массовым размером экрана монитора является экран шириной 1280 точек. По этой причине, если сайт не требует более жестких ограничений, то снимок (за исключением панорам) должен иметь не более 1260 точек по горизонтали и не более 900 точек по вертикали. В этом случае зритель может видеть его весь и составить целостное впечатление обо всей картине. Для панорам этим ограничениям должна соответствовать узкая сторона панорамы. На мой взгляд, протяжка по экрану панорамы обязательна и в идеале на экране должен быть виден кусок, соответствующий кадру, снятому объективом с нормальным фокусным расстоянием. Вариант, к сожалению, не всегда достижимый.
Итак, мы располагаем подготовленным для печати полноразмерным снимком и определились с конечным размером. Инструменты, которые нам понадобятся, должны позволить: собственно уменьшение, удаление возникающих при этом шумов, коррекцию резкости и детализации.
В настоящее время для этого я использую:
- Для изменения размеров программу PhotoZoom Pro, подключаемую к фотошопу через экспорт. Программа имеет множество предустановок и полный набор регуляторов для управления параметрами. Чаще всего я использую метод изменения размера S-Spline XL в предустановке: Фото подробно.
- Для удаления шумов плагин Noise Ninja и иногда Neat Image. Noise Ninja появился в моем арсенале недавно и я его еще не полностью освоил, но он привлекает тем, что для сложных изображений он автоматически определяет множество участков для определения характера шумов (я наблюдал до десятка) и на каждом участке работает соответственно, в отличие от Neat Image, который строит один профиль для всей обрабатываемой области. При этом я могу удалить один из построенных Noise Ninja прямоугольников и добавить свой в другом месте.
- Для повышения резкости и спасения деталей изображения я могу использовать Unsharp Mask в цветовом пространстве LAB, прием с использованием фильтра High Pass, но чаще всего, а при уменьшении практически всегда, плагин Focus Magic. В его работу заложен некий фирменный алгоритм, который не подчеркивает заметные границы, а выявляет их, если они почти растворены. Кстати, кроме «восстановления фокуса», у него есть опция борьбы со смещением (смазыванием). У меня был опыт довольно удачного исправления чужого кадра смазанного пикселей на 15. Полученное было конечно не шедевр, но получился вполне приличный портрет 10х15, чего никак невозможно было представить, глядя на исходник.
- Кроме того, как будет видно из дальнейшего, для облегчения и ускорения процесса я использую Gaussian Blur.
С инструментами все, осталось описать технологию.
В последнее время, а особенно с переходом на зеркалку, которая дает большее разрешение и детализацию, я полностью перешел на многошаговое уменьшение размеров изображения. Преимущество этого я объясняю так: если уменьшать изображение не более чем в 1,5 раза за один шаг с последующим повышением резкости, то шансов спасти тонкую веточку на фоне неба от полного растворения будет гораздо больше.
Задавшись коэффициентом уменьшения и заложив его в калькулятор, я вызываю PhotoZoom Pro в предустановке «Фото подробно» и, глядя на полноразмерное превью даваемое программой, определяю качество во всех проблемных местах. Если появился перешарп, я могу подстроить параметры как мне необходимо. Но чаще я выхожу из программы, применяю к изображению Gaussian Blur с радиусом 0,5 (иногда 1) и снова вхожу в PhotoZoom Pro. Если я согласен с результатом, программа сохраняет изображение в файл и выгружается. На экране остается исходный для данного шага вариант. Я закрываю его без сохранения и открываю сохраненное уменьшенное изображение.
Если качество меня устаивает полностью, перехожу к следующему шагу уменьшения.
Если появился шум или изображению не хватает резкости, то я, прежде всего, обеспечиваю максимальную резкость. Дело в том, что шумодав должен быть способен отличить детали от шума, а это возможно, только если детали достаточно выявлены.
Отдублировав слой с изображением, я вызываю плагин Focus Magic и поднимаю резкость с параметром 1. Обычно при этом получается небольшой перешарп. Регулируя уровень непрозрачности слоя, я добиваюсь нужного мне уровня резкости, и свожу слои.
Замечание: Бывают случаи, когда уже получен перешарп и резкость надо снижать. Я делаю это также на дубле слоя. Применяю к нему Gaussian Blur с радиусом 0,5 и уровнем непрозрачности слоя добиваюсь нужного эффекта.
Если необходимо почистить шум, я вызываю Noise Ninja и, глядя на превью, проверяю качество подавления шумов и замыливание деталей. Если все хорошо, принимаю предложенное. Но часто оказывается, например, что густое скопление плохо освещенных и потому мало контрастных ветвей замыливается. При этом стоит заметить, что наличие или отсутствие шума в таких местах изображения практически незаметно.
В этих случаях я пользуюсь выделениями. Например, я хочу удалить шум на небе, где он всегда наиболее заметен. Я ищу цветовой канал, в котором небо хорошо отличается от всего остального. (Голубое небо с белыми облаками всегда отлично выделяется в голубом канале RGB). Чтобы в выделение попали и все просветы, я использую волшебную палочку со снятой галочкой границ. Если в выделение попали случайные области, удаляю их из выделения прямоугольниками, или многоугольным лассо. Если необходимо, задаю размытие границы выделения. Если это не окончательный вариант, то стоит сохранить полученное выделение, чтобы использовать на следующих этапах уменьшения.
Создав необходимое выделение, вызываю Noise Ninja (или Neat Image) и удаляю шумы.
После подавления шумов может потребоваться новое повышение резкости.
Когда результат меня устраивает, я сохраняю его и перехожу к очередному шагу уменьшения, если он необходим.
Окончательный результат сохраняю дважды. Первый раз в формате TIF для архива, а второй раз JPG для сайта. Если понадобится публикация на другом сайте с иными требованиями, мне достаточно будет использовать сохраненный в архиве файл, чтобы получить файл соответствующий этим требованиям.
Замечание: На всех этапах редактирования и сохранения промежуточных результатов я использую формат TIF (в последнее время в связи с переходом на зеркалку, дающую 14 битный RAW, использую 16 битный TIF).
Только файл для публикации имеет формат JPG и этот файл не подлежит коррекции.
P.S. Со времени написания этой статьи мой собственный подход к уменьшению снимка до требуемых размеров претерпел изменения. Я снова вернулся к изменению размеров за один такт, но с использованием программы Stair Interpolation PRO. О ней можно прочесть в моей сатье http://www.lifeisphoto.ru/article.aspx?id=154.