Life is photoФото Жизнь
Фотомагазин №1 в России!Убиваем цены на всё!
об авторе
История фотографии

 Владимир Новиков /фотограф/
http://www.lifeisphoto.ru/Vladimir_Novikov

альбомов автора: 10
фотографий автора: 311 (RSS)
фотографий на карте: 1
комментариев автора: 31 (RSS)
статей автора: 2

фото автора:



e-mail:   включите JavaScript
   
ICQ:   -
   
URL:   -
   
телефон:   8-917-610-59-46
   
страна:   Россия
   
город:   Ульяновск
   
фотокамеры:   Nikon D90
   
объективы:   Nikon 18-55mm f/3.5-5.6GII AF-S DX NIKKOR
Зенит Зенитар-M 2,8/16 (Рыбий глаз)
Tamron AF 28-75 mm f/2.8 XR DI LD Macro
Nikon 55-300 f/4.5-5.6G ED DX VR AF-S
   
последний визит:   11 октября 2025 (11:28)
   
ещё:   -
   
в избранных:   6
   


История фотографии.

Фотография (от греч. phos, photos- свет и grapho-пишу) – теория и практика получения видимого изображения объектов, событий, процессов на светочувствительных фотографических материалах. Как отрасль одновременно и науки, и техники, и искусства она основана на способности света образовывать в светочувствительном слое фотоматериала скрытое фотографическое изображение, которое после химико-фотографической обработки превращается в видимое – негативное или позитивное.

Первоначально зародившись как способ фиксации портретных или натурных изображений, выполняемых гораздо быстрее, чем рукой художника, фотография затем проникла во все сферы человеческой деятельности. Объективность и точность фотоизображения сделали её одним из эффективных способов отображения действительности, важнейшим средством информации и документирования. Фотография широко используется в искусстве (художественная фотография), в самых различных отраслях науки (научная фотография), в технике (полиграфия, репрография и т. д.), в быту. Мировая фотография прошла сложный путь непрерывного развития и совершенствования. При этом в органические связи развивались все стороны (отрасли) фотографии – фотоматериалы и физико-химические процессы, съёмочная фототехника, жанры и творческие приёмы.

У истоков фотографии.

Сущность фотографии состоит в фиксации рисуемых светом или другим каким-либо излучением изображений с помощью светочувствительных веществ. Явление светочувствительности заключается в том, что некоторые вещества под влиянием света меняют свой цвет. Более чем за 300 лет до нашей эры Аристотель заметил, что зелёный цвет растений объясняется действием света, так как растения, обесцвеченные в темноте, на свету вновь становились зелёными. Римлянам было известно, что при длительном действии света теряют свой цвет краски масляных картин, и они искали средства для борьбы с этим явлением. Так, выдающийся римский архитектор Витрувий Поллион рекомендовал устраивать картинные галереи окнами на север, поскольку при таком устройстве зданий находящиеся в них картины сохраняют свежесть тонов и интенсивность красок.

Алхимикам средних веков влияние света на различные химические вещества было хорошо известно. Это свойство света рождало у них надежды на открытие философского камня, способного превращать в золото обычные металлы.

Из светочувствительных веществ наибольшее внимание исследователей привлекали соли серебра. Так, они знали, что ляпис, издавна применявшийся арабскими врачами для прижигания ран, темнеет на свету.

В работах Альберта фон Больштедта, известного под именем Альберта Великого, описывается нитрат серебра, который оставлял пятна на коже. Впоследствии знаменитый химик Глаубер писал, что с его помощью можно окрашивать в чёрный цвет древесину, мех, перья.

Существующий в природе хлорид серебра был открыт немецким алхимиком Георгом Фабрициусом в 1565 году и назван ’’роговою луною". Но ни один из этих исследователей не установил истинной причины светочувствительности солей серебра. Даже знаменитый естествоиспытатель Роберт Бойль, наблюдая потемнение белого хлорида серебра, объяснил это явление воздействием воздуха.

Первым, кто предположил, что почернение нитрата серебра вызывается действием солнечного света, был итальянский врач Анджело Сала, опубликовавший свою работу в 1614 году. Спустя 80 лет немецкий адвокат Вильгальм Гомберг, полностью посвятивший себя изучению естественных наук, сообщил в своих отчётах Парижской академии наук, что кость, пропитанная раствором серебра в азотной кислоте, чернеет на свету.

Сала и Гомберг ограничились лишь констатацией описанных фактов, не сделав из своих опытов никаких выводов и не пытаясь найти им практического применения.

Большая заслуга в дальнейшем изучении светочувствительности солей серебра принадлежит Шульце из Галле. Изучая способы изготовления светящихся камней, и работая с мелом, пропитанным раствором серебра в азотной кислоте, на ярком солнечном свете, он наблюдал изменение цвета этой смеси. Шульце установил, что окрашивается лишь та часть смеси, на которую падали солнечные лучи, затемнённая часть оставалась неизменной. Затем Шульце определил, что нагревание не является причиной изменения цвета, как полагали многие.

Шульце так описывал свои опыты, проводимые для проверки своих выводов: "Нередко я писал имена или целые фразы на бумаге и тщательно вырезал острым ножом места, покрытые чернилами; вырезанные таким образом буквы я прикреплял воском к стеклу. Спустя короткое время в тех местах, где солнечные лучи проходили в отверстия, они писали эти слова или фразы на меловом осадке так точно и отчётливо, что я дал повод многим любопытным считать это каким-то фокусом. Я не сомневаюсь в том, что этот опыт может указать естествоиспытателям на другое полезное применение, и поэтому я решился опубликовать эти данные для дальнейшего испытания другими учёными мужами". Шульце умер в Галле в 1744 году. Среди его бумаг был найден курс лекций по химии, который был опубликован год спустя. В нём нашли описания способа получения нитрата серебра и действия его раствора на органические вещества при солнечном свете. Шульце описал также процесс образования хлорида серебра, однако не изучал его поведение под действием света.

Вслед за Шульце и независимо от него почернение нитрата серебра под действием света наблюдал также французский естествоиспытатель Жан Гелло. В 1737 году Гелло даже предложил систему тайнописи с помощью этого соединения. Тексты, написанные нитратом серебра, оставались невидимыми, пока их сохраняли в темноте, а для того, чтобы они появились, достаточно было их экспонировать под лучами солнца.

Опыты Шульца и Гелло неоднократно повторялись и другими авторами. В 1770 году Льюис в Англии и Веллериус в Швеции писали, что нитрат серебра может служить для окраски волос и для рисования на слоновой кости и мраморе. Всё это свидетельствует о том, что почернение соли серебра под действием света было хорошо известно.

Туринский профессор Джованни Баттиста Беккарна, работая со свежеприготовленным хлоридом серебра, заметил, что более освещённая поверхность превращается из белой в фиолетовую, а менее освещённая – не меняет окраски. В трудах Академии искусств и наук в Болонье в1757 году он отмечает, что «свету внутренне присуща некоторая способность изменять цвет». Его опыты продолжил знаменитый шведский химик Карл Вильгельм Шееле. Он подтвердил, что причиной изменения окраски солей серебра является свет, установил способность аммиака растворять хлорид серебра и выяснил, как влияют различные лучи спектра на изменение цвета. Книга Шееле "Химическое изучение воздуха и огня" была переведена на английский и французский языки.

Эту работу продолжил Жак Сенебье – библиотекарь из Женевы, который впервые отметил светочувствительность асфальта, различных смол, растений, древесины. Он установил, что хлорид серебра, подвергнутый действию света через линзу, окрашивается значительно быстрее. Сенебье развил опыты Шееле по действию на хлорид серебра различных лучей спектра, определив время, необходимое для изменения цвета.

Опыты Сенебье вызвали продолжение этих исследований. Так, например, Антонио-Мариа Вассали-Эанди в "Известиях" Королевской академии в Турине отмечал, что лунный свет действует на хлорид серебра подобно солнечному свету и свету свечи, но уступает им по силе.

Важные наблюдения были сделаны при изучении светочувствительности солей железа. Так, видный русский государственный деятель А. П. Бестужев-Рюмин в 1725 году предложил для лечебных целей спиртоэфирный раствор хлорного железа, названный в его честь бестужевскими каплями. Эти капли обладали способностью обесцвечиваться под действием света, а в темноте окрашиваться в желтоватый цвет.

В связи с открытием в конце XVIIIвека многих элементов химики установили светочувствительность ряда новых соединений. Так, француз Воклен исследовал явление почернения хромата и нитрата серебра, Бергмон, Фуркруа изучили соли ртути, окрашивающиеся на солнце, Бекман, Бертолле работали с фосфором.

Это было медленное, но непрерывное накопление фактов. Невозможно назвать всех ученых, изучавших светочувствительность различных веществ. Но среди них не было никого, кто бы упомянул о возможности применения этого свойства для фиксирования изображения, получаемого в камере-обскуре. Не было идеи. Она еще не созрела. Прежде чем родиться крупному открытию, рождается мечта. Мечта о волшебном отображении и сохранении образов родилась давно.

В книге "Жифанти", изданной в 1760 году алхимиком Тифэном де ля Рош, рассказывается о фантастическом стремлении удержать мимолетные изображения на воде, стекле, сетчатой оболочке глаз. Для этого придуман состав, при помощи которого картина создается в мгновение ока. Точный рисунок, тончайшие оттенки красок безошибочно рисуются на полотне природой, поражая наше зрение и воображение. Как это описание похоже на фотографию!

Ученые вплотную подходили к открытию фотографии и получали световые изображения на светочувствительных поверхностях, но ни одному из них не удалось ни получить позитивного изображения, ни закрепить его. Так, видный французский физик Шарль, известный своим смелым подъемом на воздушном шаре в 1783 году и блестящими публичными лекциями в Лувре, а позже в Хранилище искусств и ремесел, поражал своих слушателей, делая их силуэты при помощи изобретенного им "солнечного мегаскопа". При дальнейшем действии света эти силуэты сливались с потемневшим фоном. Кроме того, он пытался получать контуры некоторых растений и предметов на бумаге, пропитанной солями серебра. Шарль умер, не открыв своих секретов. На Парижской выставке 1819 года некто Гонар показывал гравюры и портреты, которые он изготовлял изумительно быстро. Автор скончался в крайней бедности в 1822 году, и его способ остается для нас тайной.

Зато о работах Т. Веджвуда – подлинного предшественника изобретателей фотографии – имеются достоверные данные.

Томас Веджвуд был четвертым и младшим сыном известного английского керамиста и изобретателя высокотемпературного пирометра Джоза Веджвуда. В семье увлекались естественными науками и хорошо знали как сущность опытов со светочувствительными веществами, так и камеру-обскуру, с которой отцу Томаса часто приходилось работать. После обучения в Эдинбургском университете Томас Веджвуд посвятил несколько лет исследованиям связи между теплом и светом. При этом он пользовался поддержкой видного химика того времени Дж. Пристли.

Видимо, Пристли, который описывал действие камеры-обскуры и опыты Шульце, а также был в курсе фотохимических работ Шееле, натолкнул Веджвуда на фотографические опыты.

Несомненно, большое влияние на результаты опытов оказала дружба Веджвуда с английским ученым Г. Дэви. В 1802 году в "Журнале Королевского института" появилась статья под названием "Сообщение о методе копирования рисунков на стекло и получении профилей действием света на нитрат серебра. Изобретено Т. Веджвудом с примечаниями Г. Дэви".

Веджвуд писал, что бумага или белая кожа, смоченная нитратом серебра, не подвергается никакому изменению при хранении в темноте, но под действием света изменяет окраску. Она приобретает различные оттенки серого и коричневого цвета, становясь, в конце концов, черной. Закрытые от света поверхности остаются без изменения. Для нас важно отметить, что Веджвуд первым пытался фиксировать изображения в камере-обскуре. Г. Деви в своих примечаниях писал: "Изображения, образованные при помощи камеры-обскуры, были найдены слишком слабыми, чтобы воздействовать на протяжении любого умеренного времени на нитрат серебра. Копировать эти изображения – такова была первоначальная цель Веджвуда, но его многочисленные опыты оказались безуспешными".

Основную причину своей неудачи Веджвуд видел в неумении зафиксировать полученное изображение. Т. Веджвуд умер в 1805 году в возрасте 34 лет. Он был очень близок к открытию. Дэви продолжил работы своего друга. Он установил, что хлорид серебра обладает большей светочувствительностью, но не смог зафиксировать изображения, полученного в камере-обскуре. Это может показаться странным, так как Дэви знал об опытах Шееле, показавшего возможности аммиака для растворения хлорида серебра и тем исключающего воздействие света на изображение после съемки.

Результаты опытов Веджвуда и Дэви использовал знаменитый английский физик Т. Юнг, получавший с помощью солнечного микроскопа изображения колец Ньютона на бумаге, пропитанной нитратом серебра. Однако этот замечательный ученый интересовался лишь изучением природы света и не пытался усовершенствовать сам процесс.

Таким образом, работы Веджвуда и Дэви, хотя и остались эпизодом в предыстории фотографии, но четко сформулировали проблему закрепления изображения. Открытие фотографии назревало.

Датой рождения фотографии принято считать 7 января 1839 года, когда французский физик Д. Ф. Араго (1786-1853) сообщил Парижской Академии наук об изобретении художником и изобретателем Луи Жак Манде Дагером (1787-1851) первого практически приемлемого способа фотографии. Однако этому процессу предшествовали опыты французского изобретателя Жозеф Нисефор Ньепса (1765-1833), связанные с поиском способов фиксирования изображения предметов, получаемого под действием света.

Жозеф Нисефор Ньепс родился во Франции. Отец его был советником короля, мать – дочерью известного юриста. В мальчишеские годы Жозеф проявлял большой интерес к изобретательству. В 1792 году, отказавшись от карьеры священнослужителя, он становится армейским офицером, но вскоре плохое здоровье вынуждает его уйти в отставку. Ньепс возвращается домой и начинает заниматься научными исследованиями. До 1813 года работает над улучшением процесса литографии, которая была изобретена незадолго до этого, в 1798 году. Литографические изображения получали с помощью специального литографического камня, куда наносился рисунок. Такие изображения можно было тиражировать в большом количестве экземпляров.

В этой работе ему помогал сын – художник. Когда же сына призвали в армию, Ньепс, не умевший рисовать, оказался в трудном положении. И тогда он начал проводить химические эксперименты, стремясь добиться того, чтобы за художника рисовал свет. (А. В. Агафонов, С. Г. Пожарская, Фото букварь, стр. 22, Москва, 1993г.). В качестве светочувствительного слоя, наносимого на оловянную, медную или посеребрённую пластинки, Ньепс использовал раствор асфальта в лавандовом масле. (С. А. Макаёнок – под редакцией, Фотография, энциклопедический справочник, стр. 18, Белорусская энциклопедия имени Петруся Бровки, 1992г.). Ньепс затем засвечивал такие пластинки в течение нескольких часов. Таким образом можно было получать гравюрные копии. А, помещая пластины в камеру-обскуру, изобретателю удавалось получать "отражения видимого мира". Первое стойкое изображение было сделано в 1822 году. К сожалению, оно не сохранилось. Первая в мире фотография (в то время она называлась "гелиографией"), дошедшая до наших дней, была сделана в 1826 году из окна мастерской Ньепса. (С. А. Макаёнок – под редакцией, Фотография, энциклопедический справочник, стр. 18, Белорусская энциклопедия имени Петруся Бровки, 1992г.). Выдержка составляла 8 часов, и поэтому солнце успело осветить обе стороны здания, которое снимал Ньепс.(А. В. Агафонов, С. Г. Пожарская, Фото букварь, стр. 22, Москва, 1993г.). Пытаясь реализовать изобретение, автор 28 декабря 1827 года направил "Записку по гелиографии" и образцы своих работ в Британское Королевское общество.

Ньепс стал открывателем и в другой области – первым применил диафрагму для исправления дефектов изображения, которые получались при полностью открытых линзах. К сожалению, это изобретение было забыто более чем на 50 лет.

В 1827 году, возвращаясь из Англии, Ньепс встретился с богатым, процветающим художником – Луи Дагером. Они стали партнерами, и14 декабря 1829 года Ньепс заключил с Дагером договор об образовании коммерческого предприятия "Ньепс - Дагер" для совместной работы над усовершенствованием способа изобретенного Ньепсом и Дагером. После смерти Ньепса в 1833 году партнером Дагера стал его сын Исидор, но развить изобретение отца ему не удалось. Продолжением разработок Ньепса были последовавшие работы Дагера, который уже в 1835 году открыл способ паров ртути проявлять скрытое изображение на экспонированной йодированной серебряной пластине, а в1837 году смог зафиксировать видимое изображение.

Почти одновременно с Дагером о другом способе фотографии сообщил английский ученый Вильям Генри Фокс Тальбот (1800 - 77). Тальбот, ученый с художественными наклонностями, назвал свое изобретение "калотипией" (от греческого слова "каллос" - красота). К фотографическим опытам он приступил в 1834 году и в 1835 году получил фотографию с помощью предложенного им ранее "фотогенического рисования".

В январе 1839 года, узнав об изобретении Дагера, Тальбот попытался доказать свой приоритет. В последний день января 1839 года Тальбот сделал в Королевском обществе доклад о процессе. Его брошюра "Доклад по искусству фотогенического рисования, или Процесс, с помощью которого естественные объекты могут быть изображены без помощи кисти художника" явилась первой в мире публикацией по фотографии (вышла 21 февраля 1839 года).

Существенным недостатком "фотогенического рисования" было длительное экспонирование. Сходство способов Дагера и Тальбота ограничивалось использованием йодистого серебра в качестве светочувствительного слоя. В остальном различия были принципиальны: в дагерротипии получалось сразу позитивное зеркально отражающее серебряное изображение, что упрощало процесс, но делало невозможным получение копий, а в калотипии Тальбота изготовлялся негатив, с помощью которого можно было делать любое число отпечатков, реализовывалась двухступенная негативно- позитивная последовательность процесса – прототипа современной фотографии. Патент на этот способ Тальботу был выдан в 1841 году.

И вот 19 августа 1839 года Араго, повторно выступив на заседании уже двух Академий – наук и изящных искусств, детально и по научному обрисовал дагерротипный процесс. Он был обнародован для публичного сведения. Так фотография получила, теперь уже официально, свидетельство о рождении. А мы – возможность его праздновать два раза в году – 7 января и 19 августа.

Ни Ньепс, ни Дагер, ни Тальбот не пользовались термином "фотография", который был узаконен и получил право на существование только в1878 году в Словаре Французской академии. Большинство историков фотографии считают, что термин "фотография" был впервые применен англичанином Дж. Гершелем 14 марта 1839 года. Однако известна и другая версия, отдающая приоритет берлинскому астроному Иоганну фон Мадлеру (25 февраля 1839 г.).


комментарии


1.
кактус (31 августа 2011 в 23:27) - включите JavaScript
Спизженый текст из детской книжки - Фотобукварь. Автор убейся.

2.
ррр (10 февраля 2012 в 15:12) - включите JavaScript
В натуре блядь плагиатор хуев


новый комментарий

имя:
e-mail:
код:
 

комментарий:
добавить смайлик
не более 5000 символов

 
стиль сайта
статистика, реклама
партнёры
экспорт, помощь сайту
лёгкая версия 
мобильная версия 
Пользовательское соглашение
F.A.Q (вопросы)
включите JavaScript