
Всем добрый день!
Так уж случилось, что в пейзажной фотографии я люблю три вещи:
- широкий угол
- квадратный формат кадрирования
- преимущественно длинные выдержки
Хочу предложить свой метод создания фотографий, который будет включать все три параметра.
По сути это панорама, состоящая из двух кадров, но не надо пугаться, никакие PTGui и другие программы для сшивки нам не понадобятся, всё делается в редакторе Photoshop
довольно простым способом. Так вот, панорама состоит из пары снимков –
низ и верх, которые делаются с разными настройками экспозиции, так как
небо в большинстве случаев намного светлее земли.
Наш набор:
- фотоаппарат, главное чтобы имелись ручные настройки
-
широкоугольный объектив (для полнокадровой камеры это 15-30мм, для
кропа 10-20мм) – делает снимок глубже, на коротком конце появляются
приятные перспективные искажения
- штатив, устойчивый, можно без специальной панорамной головы
- нейтрально-серые фильтры, они пригодятся при съёмке в светлое время суток чтобы увеличить выдержку
-
поляризационный фильтр, сам его использую редко, но для притемнения
неба днём и частичного уменьшения бликов на воде он может пригодиться
Вот и всё, выходим на место съёмки. Начнём с водоёмов – это может быть море, озеро, река… все места где есть подход к воде.
Съёмка:
Теперь по порядку, нижний кадр:

Тут-то нам и пригодятся длинные выдержки, а при
съёмке после заката вопрос об их использовании даже не встаёт. Выбираем
передний план – это зависит от ваших предпочтений, в данном случае мне
понравились несколько камней в воде в полуметре от берега. Ставим штатив
на самое короткое положение, направляем камеру
на передний план – при этом следим чтобы все нужные детали не были
обрезаны, оставляем «намёк» на горизонт – как на снимке для примера. По
поводу экспозиции – многие хорошие фотографы, такие как Pr3t3nd3r, неоднократно писали о съёмке моря на длинных выдержках, поэтому не буду повторяться, рассчитывая что вы
всё читали - ничего сложного тут нет. Выставляем настройки с учётом
освещённости главных объектов – в данный момент неизбежный
пересвет на небе наc не волнует. Щёлк! Постояли-подождали, и вот наш снимок готов!
Не убираем штатив, готовимся ко второму, верхнему кадру:

Учитывая склонность большинства широкоугольников
искажать вертикальные линии, крутим камеру до тех пор, пока горизонт не
будет по центру – тогда не придётся ничего править в редакторе. Ставим
настройки для неба – тут можно уменьшить выдержку в сравнении с
предыдущим кадром и приоткрыть диафрагму – тогда станет меньше шумов,
или оставить прежние настройки, понизив значение ISO,
надев дополнительный нейтрально-серый фильтр или закрыв диафрагму – для
компенсации разницы в освещённости – тогда можно получить эффект
размытых плывущих облаков. В данном случае небо было пустым, поэтому я
применил первый способ. Нажали – сняли – готово, теперь идём домой.
Дома:
На первый взгляд у нас получилось два абсолютно неудачных кадра –
скучный нижний и дилетантский верхний, никому их не показываем -
торопясь открываем Photoshop…

Стыкуем их примерно таким образом – по линии
горизонта. Дальше – дело простое – у нас есть маски слоя, ластики,
градиенты, а на финальной стадии инструменты «осветление», «затемнение» и
«заплатка». Из-за размытия от длинной выдержки, совместить воду на
нижнем кадре с водой на верхнем нам не составит труда. Часто вытаскиваю
из Raw-файла по несколько изображений
чтобы убрать пересвет на нижнем кадре и осветлить воду на верхнем, тем
самым упрощая себе дальнейшую сшивку.
После недолгих манипуляций у меня получился такой снимок.

Итак что мы имеем:
- квадратный формат, при этом без потери мегапикселей при обрезании, и даже с выигрышем
-
расширенный динамический диапазон, т.е. без провалов в свет и тень, при
этом не используя нейтрально-серые градиентные фильтры, которые при
всей своей полезности не являются лучшим и универсальным средством
- больший, в сравнении с одним кадром, угол обзора, что даёт более глубокую перспективу
-
возможность создания различных эффектов для неба и земли, к примеру
нижний кадр делаем на длинной выдержке, превращая воду в туман, а для
верхнего ставим выдержку покороче – это даёт нам возможность поймать в
кадр подвижный объект - птичку, самолёт, корабль и т.п.
-
возможность совмещения передних планов с фонами от других снимков, сам я
не сторонник подобного, но получиться может весьма интересно
В
дальнейшем, привыкнув к этой методике, можно снимать не только водоёмы
на длинной выдержке, но и любые пейзажи с явно выделенным передним
планом. Придётся затрачивать чуть больше времени на сшивку, но оно
по-прежнему не идёт в сравнение с тем временем и усилиями, которые
уходят на сшивку полноценных панорам, особенно широкоугольных.
Оригинальная статья с примерами использования этой техники находится тут: http://serg-degtyarev.livejournal.com/1560.html
Удачи!
П.С. первый раз выкладываю заметку на этом сайте, если где накосячил - буду благодарен за поправки.

