Автор урока: Антон Мартынов

Строго говоря, это снимался не портрет, а простой хэдшот — рабочийинструмент для кастингов. Ну, не суть, можно и на нём потренироваться.Что делать, если визажиста нет или он не справился с поставленнойзадачей? Мучить карточку в Photoshop-е, разумеется! Вот такой кадр былполучен в результате съёмки (ISO 50 | 1/125 | f/9):

1. Далее, загружаем его в Photoshop с минимальными коррекциями приRAW-конвертировании (потому что снято в студии с хорошими условиями посвету и ничего такого серьёзно править не надо:

2. Не зря говорят, что фотография — очень жестокая штука. Дело в том,что в жизни мы вообще ничего подобного, как правило, вообще незамечаем, особенно если человек нам симпатичен — через буквально паруминут внимание целиком переключается на общение. К тому же, в жизни мыкрайне редко бываем так близко к тому, с кем общаемся: при100%-увеличении голова девушки на моём 30" мониторе имеет размер раза в 4превышающий её реальные физические размеры...
Итак, нам надо сначала исправить мелкие недостатки кожи:

3. Очень часто разные люди простят показать обработку кожи и потом,после того, как я им показывают этот процесс, долго стоят и смотрят снемым вопросом: "Типа, эта-а-а... А где же магия?!" А нету её тут! =:)Всё очень просто и незатейливо.
Каждую следующую операцию я делаю на новом слое, для того, чтобы есливдруг моя обработка зайдёт не в ту степь, то я всегда мог бы простоудалить этот слой и начать операцию делать заново. Конечно, вPhotoshop-е есть history и работает undo. Но тут дело в том, что historyпо умолчанию имеет всего лишь 20 шагов. Это значение, конечно, можноувеличить в системных настройках, но тогда Photoshop будет жрать многоресурсов. И в любом случае, техническая ретушь, которая делается в самомначале, требует совершения очень большого количества мелких действий,поэтому, сколько бы не было уровней в history — всё равно они довольнобыстро закончатся.
Поэтому — новый слой и работа инструментом healing brush с такиминастройками (кисть должная быть 100% жёсткой, иначе будет грязь покраям, размер её каждый раз подбирается индивидуально для каждогоотдельного очага повреждения кожи:

4. Путём несложных, но довольно продолжительных по времениманипуляций с healing brush, после первого этапа технической ретушиполучаем кожу лица без временных дефектов:

5. Но крупные недостатки кадра остались:

6. Поэтому на новом слое повторяем п.4, но только с кисточкойбольшего размера. Но если в п.4 от ретушёра ничего не требуется кромевнимания и деревянной задницы для хорошей усидчивости за монитором, тотут, на этом этапе, надо быть уже более внимательным. И не простоперетаскивать фактуру с чистой кожи на повреждённые участки, но ещё иучитывать общий светотеневой рисунок и форму лица, потому что легкополучить совершенного другого человека именно на этом этапе ретуши:

7. На предыдущем шаге можно и остановиться, но если делать для болеестрогих заказчиков с более жёсткими требованиями, то требуется повторитьп.6, окончательно убрав складки под глазами:

8. Ну и в качестве финальной зачистки я иногда использую плагинImagenomic Portaiture (хотя в 90% случаев обхожусь без него и без любыхдругих плагинов — работу нужно организовывать так, чтобы её всегда можнобыло сделать на стандартных средствах Photoshop-а):

9. Даже если я и использую Portraiture, то всегда выставляю такиепараметры, чтобы он занимался зачисткой только низкочастотного шума(который, кстати, сложнее всего нейтрализовать вручную) — движки Fine иMedium (отвечающие за высоко- и среднечастотные шумы) стоят наотрицательных значениях (-20 и -10, соотвественно), движок Large — наположительных (+20):

10. После этого получаем "куклу":

11. И чтобы этот эффект не резал глаз, я убираю прозрачность слоёвStep 3 Retouch и Portraiture до 30%, для каждого. Получается такоечистенькое личико, не лишённое, при этом, фактуры кожи:

12. После этого я создаю новый пустой слой и складываю его в режимеmutiply. На этом слое я обычной полупрозрачной мягкой кисточкой рисуютени, там где их по моему мнению надо бы добавить:

13. После этого создаётся аналогичный слой для бликов, который складывается уже в режиме screen:

14. Тени размываются gaussian blur-ом:

15. Блики тоже, но радиус у blur-a ставится поменьше — блики должныбыть более жёсткими. Причём, чем жёстче будут блики, тем более блестящейбудет выглядеть кожа. Здесь подбирается необходимый баланс междусиянием кожи и её матовостью, подбирается исключительно на вкус:

16. И после этого регулируется прозрачность слоёв с бликами и тенями, для получения более реалистичной имитации освещения:

17. Далее — дополнительным adjustment layer-ом curves поднимаетсяобщий контраст картинки (то, что немного поползли цвета в сторонунасыщения, здесь даже ничего, только на пользу, на мой взгляд, хотяпо-хорошему это, конечно, надо либо компенсировать, либо применятьконтраст к L-каналу в LAB, либо делать другим способом, не влияющим нацветность):

18. И ещё одними curves поднимается яркость и "блестючесть" волос:

19. А чтобы не блестело то, чего не нужно, ограничиваем слой curves такой грубой, но весьма действенной маской:

20. После этого делаем копию слоя Step 2 Retouch, поднимаем егонаверх и обрабатываем с при помощи плагина Other -> High Pass срадиусом, например, 2 (этот параметр подбирается под каждый конкретныйслучай индивидуально — надо знать, что будет потом с этой картинкой, гдеона будет печататься, на чём и так далее, более подробно об этом можнобудет узнать тут- [fotoproekt.ru] и тут - [fotoproekt.ru]:

21. На 100% увеличении переключаем режим сложения на Soft Light илиOverlay и смотрим степень шарпа - устраивает он нас или нет? Можнопопробовать разные режимы сложения этого слоя с остальной картиной (SoftLight — в результате "шарпит" слабее, Overlay — сильнее):

22. Ну и для контроля. Если что-то не устраивает, то меняемпрозрачности слоёв и добиваемся наилучшего соотношения было/стало, еслиесть в этом такая необходимость:

И вот, собственно, результат. Кому не нравится излишняя гротескностьобработки и кукольность картинки — могут замикшировать результат с пп.№5-6, для получения своей версии. Ну и да, это, конечно, не полнаяобработка всей картинки, масса нюансов остаётся за кадром (работа содеждой, волосами, фоном и так далее):
