Life is photoФото Жизнь
Фотомагазин №1 в России!Убиваем цены на всё!
об авторе
Съемка панорам

 Victoria_Ivanova /фотограф/
http://www.lifeisphoto.ru/Victoria_Ivanova

альбомов автора: 0
фотографий автора: 901 (RSS)
фотографий на карте: 36
комментариев автора: 4038 (RSS)
статей автора: 8

фото автора: отсутствует

e-mail:   скрыт
   
ICQ:   -
   
URL:   -
   
телефон:   -
   
страна:   -
   
город:   -
   
фотокамеры:   Canon EOS 350D
   
объективы:   -
   
последний визит:   7 января 2022 (16:48)
   
ещё:  
   
в избранных:   581
   


Все, написанное ниже, являетсятолько моим опытом, моим личным мнением, а не истиной ;-). Буду рада, если Вы поделитесь своим опытом.

Широкий взгляд на мир, или снимаем панораму.

Удивительно, но среди многих даже весьма продвинутых фотографов-любителей прижился миф о необычайной сложности съемки панорам. Некоторые даже не рискуют попробовать, считая, что это занятие лишь для владельцев самой «крутой» техники.

На самом деле все совсем не так. Давайте попробуем разобраться.

Для съемки панорамы необходимы :

  1. Камера.
  2. Объектив.
  3. Штатив.

И это все. Никакого особого оборудования, как ,например, для астрофотографии, не требуется.

Объективы могут быть разными – от широкоугольных (которыми проще снимать городские виды) до «телевиков». Телевики очень часто используют при съемке панорам на природе. Например, длиннофокусный объектив может пригодиться при съемке туманного пейзажа. Если подойти к объекту съемки близко, то туман просто рассеется. В таком случае гораздо проще снимать издалека на «длинном конце» «телевика».

Также телевик может пригодиться при съемке панорам в горах, когда просто нет возможности приблизиться к некоторым объектам.


Штатив тоже может быть самым обычным. Единственное требование – наличие панорамной головки.

В принципе, можно даже обойтись и без штатива, хотя, конечно, он может существенно облегчить задачу.

Без чего лучше обойтись:

Без поляризационных, градиентных и прочих фильтров. Особенно это касается съемки пейзажей при дневном свете и безоблачном небе, так как подобные фильтры сделают Ваше небо «пятнистым». Конечно, все можно поправить в редакторах, но будет ли результат стоить потраченных усилий?

Как снимать?

  1. Определитесь, что именно должно войти в панораму. Старайтесь при съемке захватить немного «лишнего» пространства с обоих краев будущей панорамы, а также сверху и снизу. Никогда не снимайте «впритык», иначе после склейки панорамы в редакторе можете обнаружить, что Вам не хватило важного куска неба или переднего плана.
  2. Прежде, чем закрепить камеру на штативе и начать съемку, убедитесь, что с Вашей точки съемки все части панорамы будут «помещаться» в кадре. Иначе будет обидно где-то на 10 кадре выяснить, что пик горы в кадр не помещается, и надо отходить немного назад и начинать всю съемку с самого начала.
  3. Никогда не снимайте «встык». Каждый следующий кадр должен перекрывать предыдущий примерно на треть. Это позволит успешно склеить панораму в большинстве возможных программ.
  4. Старайтесь снимать быстро. Особенно, если погодные условия меняются быстро: плывущие облака, темнеющее небо и т.д. на закате могут помешать сделать красивую панораму. Особенно это важно для панорам, снятых в «режимное» время. На рассвете или закате свет меняется очень быстро, а почти все фотографии в это время приходится делать с брекетингом. Времени на раздумья почти не остается.
  5. Старайтесь снимать, переведя камеру на ручные настройки. Также лучше выбрать ручной, а не автоматический фокус. Все это поможет сделать разные части панорамы одинаковыми по свету, ГРИП и т.д.
  6. Если есть возможность, снимайте несколько версий одного и того же вида, чтобы потом, после склейки, иметь возможность выбрать наиболее эффектный. Для того, чтобы не путаться в исходниках и видеть, где кадры одной панорамы, а где другой, используйте прием «черного кадра» - после того, как снимете последний кадр панорамы, сделайте еще одно фото, надев на объектив крышку. Особенно это актуально, если Вы планируете обрабатывать фото не сразу после съемки, а через некоторое время, например, после отпуска, когда вся Ваша флешка будет заполнена десятками фрагментов разных панорам.
  7. Уделяйте внимание деталям. Помните, что все части панорамы должны быть сняты в максимально похожих условиях. Т.е., если в первых кадрах по реке перед Вами плыла лодка, гоня волну, а в последних частях панорамы лодки уже нет, и вода спокойна, то такая панорама после склейки будет напоминать лоскутное одеяло.

И, конечно, не верьте мифам. Есть три очень популярные «сказки», в которые почему-то многие фотографы верят.

  1. «Панорамы надо снимать слева направо».
  2. «Лучше снимать и склеивать горизонтальные кадры, а не вертикальные».
  3. «Стоит делать только один ряд кадров, иначе панорама склеится криво».

Первая сказка – миф на 100%. Я снимаю и так, и так. Все зависит от конкретного объекта съемки.



Первый кадр снят справа налево, второй - наоборот.

Вторая история чуть более объяснима. После склейки панорам из горизонтальных кадров чуть проще дорабатывать некоторые нюансы. Но это вовсе не значит, что вертикальные кадры склеятся как-то « не так».



Оба кадра - склейки из вертикальных снимков.

В третью сказку тоже лучше не верить. Вот пример (панорама сделана из 8 фотографий – два ряда по 4 горизонтальных кадра):


И еще один пример:


Склейка:

Монтировать панораму можно в Фотошопе или в специальных программах, созданных именно для этого. Это могут быть: PTGUI, Microsoft ICE и другие.
Скачайте пробные версии и выбирайте ту, которая покажется Вам наиболее удобной.

Обработка панорамы:

Минимальная обработка требуется почти всегда. Обычно я открываю уже полностью готовую панораму в Photoshop и при большом увеличении рассматриваю места стыка кадров. Иногда приходится немного их подправить. Особенно это важно для кадров с большим количеством мелких деталей – например, летние пейзажи с травой и листвой, горные фотографии с большим количеством камушков, мосты со сложной архитектурой и большим количеством "элементов" и т.п.






После этого можно сохранять панораму и отправлять заказчику. Или же просто любоваться самому ;-).

Удачных Вам кадров!

 

 

 

 

 

 

 

 


комментарии


1.
LLB (5 января 2012 в 20:18)
С пасибо!

2.
Евгений Кирюхин (8 января 2012 в 16:10)
два примера по первой сказке не очень понятно.Как бы не снимать,хоть слева направо, хоть справа налево,собор ХС останется на месте.

3.
Victoria_Ivanova (8 января 2012 в 17:19)
Ну да. Просто есть миф, что любую (!) панораму надо начинать снимать с самого левого кадра. Я взяла один объект, одну панораму снимала с левого кадра, вторую - с правого. Никаких сложностей при съемке и при склейке :-)

4.
Александр Чанчиков (9 января 2012 в 19:48)
а собственно где панорамы ....где их посмотреть....все представленные примеры...довольно хорошие снимки но как не крути в обычном потребительском формате......!!!!

5.
anton shvain (10 января 2012 в 18:06)
не согласен, одним кадром это не выйдет!

6.
Victoria_Ivanova (11 января 2012 в 14:27)
Конечно, Антон. Самые длинные панорамы тут - по 12 кадров.

7.
Victoria_Ivanova (11 января 2012 в 14:26)
Ага, а флаг РФ зеленый и в горошек :-)

8.
E-Gor (10 января 2012 в 20:57)
3. Штатив с панорамной головкой нужны только тогда, когда в снимаемом пространстве есть близкорасположенные предметы. Близко настолько, что смещение оси, вокруг которой вращаете камеру, от нодальной точки приведет к параллаксу этих близких предметов. В большинстве случаев можно прекрасно обходиться без штатива (разумеется, речь не идет о ночной съемке).

2. Когда "...пик горы в кадр не помещается...", достаточно сделать еще один ряд кадров ;)))

4. "Старайтесь снимать быстро. "
... Но иногда можно и отступить от этого правила.
Солнечный день. Облачно. И в Вашей будущей панораме есть некий Главный Объект.
Вы дождались момента, когда он освещен солнцем (да еще и на фоне туч/облаков.
Сделали еще пару кадров и увы, солнышко спряталось.
Можно подождать солнца, когда оно из-за тучек выглянет, а можно и не спеша снять еще пару кадров затененной земли (из этой же панорамы) и потом снять следующие кадры этого же ряда при солнце. Иногда получаются интересный результат - сочетание освещенных и затененных поверхностей.

5. "Старайтесь снимать, переведя камеру на ручные настройки."

Еще можно добавить, что выбрав при съемке приоритет диафрагмы и меняя от кадра к кадру второй параметр экспопары (в данном случае - выдержку) можно добиться того, что каждый кадр охватит максимально возможный для конкретной камеры диапазон яркостей. Мне приходилось снимать (слева направо)))) панорамы из нескольких рядов по пять-восемь вертикальных кадров и при этом экспозиция первого левого кадра отличалась от последнего правого ( в одном ряду) на несколько ступеней. Но! Нужно очень опасаться менять экспозицию от кадра к кадру на монотонном объекте. Например съемка панорамы в утреннем тумане, когда солнце только-только показалось над горизонтом и яркость тумана (солнце перед объективом) намного больше, чем яркость тумана солнце под углом девяносто градусов к направлению съемки. Добиться плавного перехода от темного тумана к яркому потом будет очень сложно.

"Также лучше выбрать ручной, а не автоматический фокус. Все это поможет сделать разные части панорамы одинаковыми по свету, ГРИП и т.д."
Если Вы фокусируете камеру при съемке каждого кадра, то Да!
А если Вы сфокусировались один раз, а потом только нажимаете кнопку спуска затвора (хотя это вряд ли), то Нет!
Представьте, что Вы снимаете панорамы " от травы под ногами, до неба над головой...
...
И, конечно, не верьте мифам.
...
3. тут лучше постучать по дереву ;)))
Если одного горизонтального ряда недостаточно и нужно ещё доснять верх, обязательно доснимаю и низ тоже, даже если этот низ совсем не нужен. Но без низа панорама клеится как-то "не так".
Вообще взял себе за правило, в снимаемом пространстве горизонт всегда должен быть посередине. Потом-потом, когда панорама склеится и будут спрятаны все косяки съемки/склейки, ненужный низ можно отрезать. А верх ненужным не бывает никогда ;))).
===
Все мною написанное написано в здравом уме и твердой памяти не из желания поумничать а исключительно ради поделиться своим маленьким опытом.
И все это такоооое ИМХОооо!!!

9.
Victoria_Ivanova (11 января 2012 в 14:33)
Спасибо! С чем-то согласна, с чем-то - нет :-). Но так и должно быть :-).

Меньше всего согласна про приоритет диафрагмы. Если Вы сами пишете, что будете менять выдержку от кадра к кадру (что верно), то зачем ставить на приоритет диафрагмы? Ставьте на ручные, задавайте диафрагму, которую менять не будете, а выдержку изменяйте. :-).
А с туманами и рассветами надо каждый раз смотреть, ИМХО, что выходит, и что перед объективом. Плюс, при съемке в RAW и с брекетингом многое можно исправить в редакторе :-).

P.S. Кстати, про медленную съемку, есть еще работы, когда автор соединяет в одной панораме дневные и ночные снимки. Т.е. получается плавный переход от рассвета к закату. Я такого пока не снимала :-). Это ,наверное, самая долгая съемка :-).

P.P.S. Еще раз спасибо за интересный обмен мнениями!

10.
kisandr (17 января 2012 в 15:20)
согласен про штатив с одним условием..съемка вечером... а днём снимаю с рук)))

11.
Victoria_Ivanova (29 января 2012 в 22:05)
А я так уже пару раз испортила кадры. Выбиралась снимтаь в горы днем. штатива не было. От холода руки дрожали так, что ничего путного и не сделала :-)

12.
konst555 (28 января 2012 в 18:26)
Статья хорошая, правильная.Хотелось бы добавить одну мелочь. Во время съемки не помешает подумать - а в какой проекции будет результат? От этого зависит как снимать.Среди перечисленных программ используемых для создания панорам редко упоминают Hugin. По-моему, зря.

13.
Victoria_Ivanova (29 января 2012 в 22:04)
Очень верное замечание. Спасибо!


14.
ВВ (7 февраля 2012 в 22:45)
Очень хорошо склеивает панорамы CS5, там же есть замечательная функция "заполнить с учетом содержимого", хорошо заполняет пустоты по краям после склейки и правки дисторсии.

15.
Яковлев Артур (10 февраля 2012 в 12:05)
Спасибо, прочитал с большим интересом.))


новый комментарий



Комментировать эту статью могут только зарегистрированные пользователи.
 
стиль сайта
статистика, реклама
партнёры
экспорт, помощь сайту
лёгкая версия 
мобильная версия 
Пользовательское соглашение
F.A.Q (вопросы)
включите JavaScript