|
e-mail: |
|
включите JavaScript |
| | |
ICQ: |
|
- |
| | |
URL: |
|
- |
| | |
телефон: |
|
- |
| | |
страна: |
|
Украина |
| | |
город: |
|
Одесса |
| | |
фотокамеры: |
|
Sony Cyber-shot DSC-N2 |
| | |
объективы: |
|
- |
| | |
последний визит: |
|
29 декабря 2019 (16:38) |
| | |
ещё: |
|
- |
| | |
в избранных: |
|
0 |
| | |
| | |
|
 |
Композиция Композиция -гармоничное размещение объектов снимаемой сцены, при котором основной объект,элементы переднего плана и фона расположены в соответствии с требованиямивизуальной гармонии. Допустим, вы ужевыбрали правильную камеру, определились с тем, что хотите снимать, выбралинужный свет, настроили аппаратуру, теперь пора определиться с композицией.Хотя, в отношении композиции забудьте слово «правила» - настоящее искусствосвободно от правил, и все же эти знания могут сделать ваши фотографии лучше. Равновесие ипропорции  Избегайте размещенияосновных объектов строго в центре кадра. Композиция будет выглядеть живее, еслиобъект чуть сдвинуть к краю. Фотограф долженрешить, что включить и кадр, а что оставить за кадром. Кроме того,искусство композиции предполагает умение эффектно расположить в кадре основныеобъекты. Неопытный фотографсочтет само собой разумеющимся поместить основной объект в самый центр кадра.Но такой снимок будет выглядеть чересчур сбалансированным, что уместно лишь втом случае, если надо подчеркнуть естественную соразмерность илисимметричность этого объекта. Куда более удачнымпредставляется иной вариант, когда вы смещаете фокус кадра существенно всторону от центра. Тем самым создастся более динамичное равновесие, и такойснимок оказывается куда привлекательнее для зрителя. Уделяйте вниманиерасположению горизонтальных и вертикальных линий в кадре, даже если они и неявляются основным элементом композиции Линию горизонта, к примеру, следуетразмещать таким образом, чтобы она пересекала пейзаж на высоте одной трети отобщей высоты кадра. Иногда у нас можетвозникнуть желание уделить в кадре больше внимания далекому небу, чемпредметам на переднем плане. Для этого линия горизонта должна пересекатьизображение на высоте одной трети от общей высоты кадра. В более сложныхкомпозициях у вас в кадре могут оказаться два или более объектов, к которымбудет привлечено внимание зрителя. В таких случаях не размешайте их друг возледруга по горизонтали. Наоборот, создайте некую аранжировку или встаньте навозвышение - так, чтобы при съемке между основными предметами возникливоображаемые диагональные линии, Потом по этим диагоналям будет скользитьвзгляд зрителя, смещающийся от одного предмета к другому. Благодаря этому эффектувозникнет иллюзия трехмерного изображения. Правило «третей»  Условно разделимснимок на равные части двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями. Выполучите четыре точки пересечения линий. В этих местах располагаются, какговорили греки «силовые точки» или, по-нашему, фокус. Две лучшие силовые точки– верхняя и нижняя правые, так как глаз «входит» в картину с нижнего левогоугла, потом передвигается к центру, затем достигает правых силовых точек –доказано психологами всех времен и народов. Поэтому компонуйте кадр так, чтобысюжетно важная часть снимка располагалась вдоль этих четырех пересекающихсялиний, если же предмет находится в точках фокуса – взгляд точно будет прикованк снимку. Если же фокальнуюточку вы поместите в самый центр видоискателя, то тем самым вы начисто лишитекомпозицию движения. Старайтесь избегать такого центрирования, по крайней мере,оно должно быть идеологически оправданно. Это правило будетправильно применить, если в кадре есть рамка – например, дыра в стене.Расположите «проем» рамки на расстоянии 1/3 от левого или правого края снимка –и вы привлечете взгляд зрителя к удаленному пейзажу. Кадрирование Не все, что мыфотографируем, выглядит на снимке выразительно. Либо в кадре что-то лишнее,либо, наоборот, важное оказывается «за кадром». Здесь поможет кадрирование. Егоможно проводить двумя путями. Первый: сделать фотографию большого формата, апотом обрезать ее. Второй: кадрировать фотографию на стадии печати, увеличиваядо нужного формата наиболее значимые участки изображения (этот способназывается выкадровкой). Стоит также помнить, что если размер снимка меньше18х24 см, глаз охватывает его полностью, снимок выглядит резче и отчетливее, ноглубины и рельефности снимку не будет хватать, поскольку глаз по изображению небегает, кроме того, меняются и другие законы восприятия изображения. Например,поперечные полосы на снимке большого формата делают человека, одетого в такуюодежду толще, а на фотографиях маленького размера – наоборот. Горизонтальные ивертикальные линии  Самаяраспространенная ошибка для пейзажных снимков - наклон горизонта, ведь мывсегда ощущаем, где находится его линия, даже если он не виден на снимке. Чтобыпридать фотографии реалистичность, используйте вертикальные и горизонтальныелинии. Чтобы определить, где на снимке будет горизонт, можно опять жевоспользоваться сеткой из «правила третей». Если горизонт расположен в центревидоискателя – как правило, такие фотографии смотрятся статично илибезжизненно. Подняв горизонт вверх на снимке, вы выделите передний план илиландшафт, опустив его ниже – подчеркнете небо. Можно уйти в крайность, поместивлинию горизонта слишком низко или слишком высоко, но наиболее гармонично онабудет смотреться, если совпадет с линиями сетки. Используем диагонали  Композиции подиагонали – самый динамичный прием в фотографии. Диагональ наклонна к границамснимка, а мы знаем, что такое положение ведет к неустойчивости – отсюда иощущения расстояния и перспективы. Объект, «уходя вглубь кадра», кажется меньшеи по высоте, и по ширине, и по длине, меняет свое положение относительно другихпредметов. В результате мы получаем впечатление, сходное с тем, что возникает унас при перемещении реальных объектов в жизни. Если композиция основана надиагонали, восходящей снизу к правому верхнему углу кадра, то это направление,как правило, придает движению жизнеутверждающую окраску, вызывая ощущение силы,стойкости, и наоборот, спускающаяся с верхнего левого угла в нижний правый –дает нам намек на печаль, грусть или тревогу. Точка съемки(ракурс)  
Большинство людейдержат камеру на уровне их глаз, но это обычный способ съемки. Перспективаснимка может измениться, если выбрать иную точку съемки.
При съемке с низкой точки изменяется привычное сопоставление предметовпереднего и дальнего планов по высоте. Например, человек низкого роста можетказаться выше и стройнее. В спортивных сюжетах низкая точка съема подчеркиваетвысоту прыжка и добавляет снимку динамики. Высокие точки съема способствуютвыразительному показу широкого пространства и выявлению расположения фигур ипредметов на этом пространстве. Близкие к объекту высокие или низкие точкисъемки дают особый перспективный рисунок кадра, необычную перспективу — ракурс.Умело использованный ракурс не искажает объект, а поясняет его, выявляяхарактерные особенности, скрытые от глаз ненаблюдательного человека. Фон Даже если вы увиделичто-то, что заставляет вас подумать: «О, это стоит снять!», вы должны понимать,что почти всегда на снимке будет что-то кроме заинтересовавшего вас объекта.Все, что вы не заметите сами, заметит ваш фотоаппарат. Всегда стоит помнить,что задачей фона является искусная поддержка и привлечение внимания к переднемуплану. Нужно стараться избавляться от элементов заднего плана, которые позрительному ощущению конкурируют с основным объектом. Многочисленные элементывторого плана испортят впечатление даже от хорошо задуманного снимка.Проверьте, чтобы ничто на заднем плане не отвлекало взгляд (как, например,комнатные цветы, волшебным образом растущие прямо из голов людей на некоторыхснимках). Проявите активность - если объект съёмки находится не в лучшемположении, переместите его или переместитесь сами. Простота 
В фотографииискусство композиции зависит не от того, что поместили в кадр, а скорее оттого, что оставили за кадром. Поэтому, чтобы избежать обилия отвлекающихдеталей в кадре, важно добиться максимального упрощения композиции. Существуетмнение,будто навыки композиции в фотографии ничем не отличаются от аналогичных навыковв других видах изобразительных искусств. Хотя многие приемы, используемыефотографами, несомненно, были заимствованы из живописи, существует фундаментальноеразличие между этими видами искусства. Художник изначально стоит перед пустымхолстом, наполняя его образами до тех пор, пока не сочтет картину завершенной.Фотографу же большей частью приходится делать прямо противоположное. Фотоаппарат не можетвыбирать предметы, которые будут запечатлены на пленке. Как только вы нажимаетекнопку спуска, все видимые детали окружающего становятся частью фотокадра.Поэтому, прежде чем навести объектив, фотографу нужно решить, что исключить избудущего кадра, а что оставить в кадре. У фотографа перед глазами как бынаходится рамка, которую он накладывает на видимый объект. Самое важное тут -правильно эту рамку наложить, ведь ее малейшее смещение приведет кнежелательному результату. Для точного наложения рамки надо либо фотографуобойти вокруг объекта, либо поднять или, наоборот, опустить фотокамеру, либоподойти к объекту поближе или отойти подальше, либо же наконец использоватьобъектив другого типа. В отличие отживописи, в фотографии пропорции и размеры кадра не могут варьироваться добесконечности, хотя некоторые фотоаппараты позволяют вести съемку в разныхформатах. Вам надо научиться максимально эффективно использовать видимоепространство. Поскольку объективнеразборчив в выборе объекта съемки, запомните одно из важнейших правилискусства композиции: надо стремиться к максимальной простоте изображения.Удачный кадр обладает внутренней гармонией, привлекающей взгляд, если небудете без paзбору «тащить» в кадр что попало, гармония превратится вкакофонию. В студии выполностью контролируете процесс фотосъемки. Снимая натюрморт, вы можетесвободно добавлять и убирать предметы, менять реквизит и фон. Самое главное тут– не перегружать композицию лишними деталями. В других жанрах фотографиистепень творческой свободы куда меньше: Вы же не можетепередвинуть гору, чтобы получить идеальный кадр?! В пейзажной съемке избежатьотвлекающих и ненужных деталей куда труднее, чем и натюрморте. Однако меняяточку обзора – меняя положение камеры или используя иной объектив, - все жеможно сделать незамусоренные снимки, Умение скомпоноватькадр сродни умению написать изящную фразу – Фраза может быть короткой ипростой или длинной и сложной. Цель же состоит в том, чтобы избежатьнагромождения лишних слов: чем короче и проще фраза, тем легче се написать. Контраст  Объект выглядит выразительнее,если он контрастнее, четче и насыщеннее по цвету, чем фон или другие элементыизображения. Если объект светлый, то его лучше снимать на темном фоне инаоборот. Человеческий глаз инстинктивно ищет на фотографии самый яркий ирезкий элемент. Это дополнение к правилам «Фон» и «Простота». Ритм и структура  Так уж устроенчеловеческий глаз, что в любом изображении он пытается найти структуру, дажеесли ее там заведомо нет. Вспомните, как вы в детстве смотрели в небо и виделив облаках разных смешных зверей, замки, корабли, далекие берега, окрашенныезакатом… Глаз ищет скрытую структуру всюду и всегда, в том числе, конечно, и нафотографии. Причем на фотографиидаже в большей степени, чем просто в окружающем мире, ведь здесь уже есть четкозаданная базовая структура – границы кадра. И, если внутри этих границизображение хаотично, то фотография практически никогда не будет красивой.Поэтому ритм – один из самых важных элементов композиции в фотографии. Но не стоитвоспринимать ритм только как чередование темных и светлых пятен – это всеголишь один из вариантов. На самом деле, любой достаточно сильный контраст можетстать основой, на которой вырастет красивый ритм: это может быть, например,контраст цвета или контраст фактур поверхности (гладкое - шероховатое). Талантливостьфотографа проявляется в нахождении более тонких ритмов, основанных наконтрастах не только графических, но и смысловых: легкое – тяжелое, мягкое –твердое. Как и музыкальный, фотографический ритм может быть простым и равномерным,как удары метронома, или сложным и пластичным – как соло хорошего ударника. Чемвыше мастерство фотографа, тем более сложными ритмами он может свободнооперировать, да и простые ритмы в его работах становятся глубже ивыразительней. Мир ритмов ограничентолько вашей фантазией и натренированностью вашего взгляда. Внимательный взглядна окружающий мир поможет вам самим найти свои ритмы и структуры. Силуэт  Представьте себе,что вы стоите в час пик на людной улице и пытаетесь поговорить по телефону, авокруг вас идут люди… и все они разговаривают. Понятное дело, услышать в такомгаме что-либо невозможно. Нечто подобное происходит с фотографией, когда силуэтглавного героя недостаточно четкий, «прочитать» и воспринять изображениепрактически невозможно, и, каким бы ни был интересным сюжет, фотография «несложится». Что же такое«четкий» силуэт? В данном случае мы говорим не столько о резкости, сколько очистоте линий, красоте и логичности контура. Как и в случае с контрастом, есликонтур ключевой сюжетной фигуры «разбит» случайным элементом, фотография«теряет баллы» и с точки зрения передачи сюжета и смысла, и с точки зренияпривлекательности. Вот, что этоозначает на практике: - Поймите, наскольковажен в вашей композиции силуэт. Если контраст на фотографии достаточно высок,то силуэт становится очень важным элементом композиции. - Отвлекитесь отсюжета и пройдите взглядом вдоль всего силуэта вашего ключевого объекта – нетли где-то случайных элементов, разрушающих графическую и смысловую цельность сюжета.Например, не торчат ли «из ушей» портретируемого веточки, не «отрезали» ли выему линией горизонта голову (очень часто бывает при съемке на море), не«растет» ли из головы столб с фонарем и т.п. - Обегите взглядомпо периметру весь кадр – нет ли случайных, ненужных для сюжета объектов,которые торчат из края или из углов кадра. Это тоже очень важный момент,поскольку такие «обрезанные» объекты привлекают внимание к себе. Если они есть,смените точку съемки и постарайтесь от них избавиться. Резкость  Выше уже говорилосьо том, что первым делом взгляд «цепляется» не на сюжет, а за самый сильныйконтраст на снимке. Но ведь контраст на снимке проявляется не только намакроуровне: темная стена/светлое окно или темные глаза/светлая кожа. Намикроуровне контраст ничуть не менее важен и, возможно, даже более заметен –ведь резкость как раз и есть микроконтраст. Так же как и смакроконтрастом, ситуация с резкостью вполне однозначная – если ключевой сюжети точка максимальной резкости не совпадают, если резкость ушла из сюжета,сделать удачную фотографию будет сложно. Но именно здесь и заложены огромныепотенциальные возможности резкости как композиционного приема. Увеличивая илиуменьшая глубину резкости, мы фактически включаем в сюжет или убираем из неготе или иные элементы пространства. И еще неизвестно, какой из композиционныхприемов сильнее – кадрирование или точная работа с резкостью. Вот, к примеру,принято считать, что портрет необходимо снимать с минимальной глубинойрезкости. Действительно, размытый задний план, который получается при открытойдиафрагме, создает отличный фон для психологического портрета. Однако еслифотограф хочет передать настроение человека не только мимикой лица, позой, нои, например, окружением (фактурная стена, красивая ткань, богатый краскамиосенний лес), то глубина резкости должна быть увеличена. Просто прикрывдиафрагму, мы получим принципиально иной по настроению, и, главное, посодержанию снимок. Если в первом случае мы снимали портрет человека «в себе»,используя окружение главного героя просто как подходящий фон, то во второмслучае мы смещаем акцент на взаимоотношения человека и окружающего егопространства. При грамотномпостроении композиции выбор зоны резкости – области пространства, которая будетпередана с максимальной детализацией и максимальным уровнем микроконтраста –одна из важнейших задач, которые решает фотограф. Именно по этой причинебольшинство профессионалов работают в режиме приоритета диафрагмы или ручномрежиме – ведь именно в них степень контроля над резкостью максимальна. Пространство  Фотография этоизображение определенного участка пространства на плоскости. Утверждение, вобщем-то, банальное, но тем более странно, что многие любители не учитываютэтой особенности при съемке. В результате – «плоские» картинки, в которых нетвоздуха, в которых задний план прилипает к переднему, а казавшиеся такимидалекими и величественными горы оказываются такими нелепыми холмиками. В чем жедело? Проблема в том, чтов жизни мы все видим двумя глазами и расстояние до объектов подсознательнооцениваем с помощью триангуляции. Когда же смотрим на фотоснимок, этогопроцесса не происходит, ведь лист бумаги плоский. Поэтому когда мы хотимполучить ощущение пространства, необходимо использовать вполне определенные специальныеприемы построения изображения. Первый прием – этоперспектива. Если в кадре отчетливо видна геометрическая перспектива(сходящиеся к горизонту рельсы или дорога, ряд уменьшающихся вдаль фонарныхстолбов или деревьев), то для глаза зрителя это будет хорошей подсказкой иповодом «искать глубину». Так же работает и«воздушная перспектива»: если задний план светлее переднего, если его оттенкиболее холодные (голубые, синеватые), если контрасты на нем ниже – в фотографииобязательно появится глубина. Если же задний план темный, оттенки цвета на немтеплые (красноватые, оранжевые), а контрасты – высокие, добиться большойглубины изображения вряд ли получится. Второй прием, спомощью которого можно передать пространство в изображении – это масштаб. Еслина пейзажном снимке изображены, например, горы, или гладь океана, а сравниватьих не с чем, глаз зрителя всегда «уменьшит» их, приведет к удобным,«комфортным» для внутреннего спокойствия зрителя размерам. Но стоит дать точкуотсчета – поместить в кадр маленькую человеческую фигурку, крохотныйтреугольник паруса – и пространство сразу «зазвучит» и наполнится внутреннейсилой. Фрейминг (созданиерамки)  Идея фреймингатакова – выделить главный объект съемки, создав для него «рамку» из каких-товторостепенных элементов окружающего пространства. Вариант первый –«естественный фрейминг». В этом случае мы находим для нашего героя настоящую«живую» рамку. Если говорить, например, о портрете, то мы можем поставитьчеловека в дверной проем, сфотографировать его через окно в доме илиавтомобиле, через просвет в ветках – так или иначе, заключить фигурупортретируемого в отчетливо-видимую «рамку». Это самый простой вариантфрейминга. Пожалуй, самый безотказный. Второй вариант –«фрейминг кадрированием». Здесь мы обрезаем границей кадра какие-то объектыпереднего плана, как бы говоря: «все остальное мы отбрасываем, поскольку онодля нашего сюжета абсолютно не важно». Этот приме часто используется в жанровойи репортажной фотографии – граница кадра может, например, «отрезать» кусок отчеловека - тем самым мы выводим его из центральной части сюжета, делаемзрителем, а не участником. Третий вариант –«пейзажный фрейминг». Для того, чтобы создать выразительный передний план впейзажной съемке, в кадр вводится фрагмент ветки дерева, которое находитсянедалеко от камеры или лежащий на земле пенек, валун или иной подобный элемент.Самое важное в этом приеме – следить за тем, чтобы объект «фрейминга» был содной стороны достаточно красив сам по себе, а с другой стороны не отвлекал вниманияот основного сюжета. Решающий момент  Это, пожалуй, самыйсложный и наиболее философский из композиционных приемов. Суть его вот в чем –в любой ситуации, любом событии есть несколько отчетливо выделяющихся этапов.Это завязка, развитие, кульминация, развязка. В кино режиссер может показатьвсе эти этапы – ведь в этих жанрах творчества присутствует такое понятие как«продолжительность». В фотографии же мы вынуждены искать одно единственноемгновение, которое бы полностью передало наше понимание события, его уникальный«почерк». Например, мы хотимснять гуляющую по парку влюбленную парочку. В какой момент сделать снимок –когда оба смотрят друг на друга (в кадре будет взаимное чувство), когда онсмотрит на нее, а она в сторону (конфликт, нерешительность, игра), когда онивыходят из парка и идут к машине (развязка, возврат к обыденности)? Или когда он смотритна нее, она делает вид, что не видит, но краешком глаза следит за ним, вокругпарк, но на заднем плане – дорога, машины и скучающий человек с газетой наскамейке, который бросил скользящий взгляд на нашу парочку? Скорее всего,именно этот «многослойный» снимок будет наиболее глубоким и интересным, именноон сможет удержать внимание зрителя. Это не значит, чтонужно стараться включить в кадр как можно больше всего – наоборот, краткость,как известно, сестра таланта – нет, нужно постараться сделать такой кадр, глядяна который можно легко представить, что было «до» и что будет «после». По сутидела, нужно уловить состояние перехода из одной понятной, но статичной ситуациив другую. Термин «решающиймомент» был введен великим французским фоторепортером Анри Картье-Брессоном.Именно в его работах и работах его учеников этот прием поставлен во главу угла,на нем практически и строится кадр. Движение и проводка  Движение вфотографии – совершенно особый раздел композиции. Основных приемов передачидвижения два: съемка неподвижной камерой с длинной выдержкой и съемкадвижущейся камерой с длинной выдержкой – так называемая «съемка с проводкой». Съемка неподвижнойкамерой с длинной выдержкой даст следующий эффект: изображение неподвижныхобъектов будет резким, а движущиеся объекты станут нерезкими и «размазанными» внаправлении движения. Это неплохой прием, если наша задача – передать ощущениедвижения, но и только. Детали же самого движущегося объекта мы передать несможем. Это отличная техника для съемки танцев – при правильно подобраннойвыдержке можно легко передать характер танца, его настроение и пластику. Если же мы хотимполучить резкое изображение движущегося объекта, но и не потерять при этомощущение движения, придется использовать технику проводки. При такой съемкекамера все время (до нажатия на кнопку спуска, во время экспозиции и после нее– не менее 1 секунды) движется или поворачивается вслед за объектом, удерживаяего в определенной части кадра. Если все сделаноправильно, то движущийся объект получается резким, а все неподвижные объекты –«размазанными» в направлении движения камеры. Такая съемка, конечно, требуетопределенной практики и навыка, но получающийся результат оправдает всезатраченные на тренировку усилия. Применяется эта техника чаще всего при съемкеспорта или сюжетов, суть которых не в самом движении, но в движущемся объекте. Отражения и тени 
Отражение – оченьсильный композиционный прием, который делает картинку более броской, болееинтересной. Отражение можно ловить в обычном зеркале – это просто, в оконномстекле, где оно смешано с «реальным» миром, который мы через это стекло видим,в луже, где оно ломается и дробится по прихоти ветра или проезжающего по этойлуже велосипедиста, в капоте припаркованной машины, наконец, в чашке с чаем.Попробуйте найти интересное отражение и сфотографировать его – можно смелогарантировать, что, смешивая реальность и отражение, вы не только интереснопроведете время, но и получите хорошие фотографии. Та же самая ситуацияс тенями – они зачастую даже более необычны, чем отбрасывающие их «оригиналы».Бывает очень интересно ловить в кадре оба объекта сразу и оригинал, и тень,причем ловить их так, чтобы между ними возник если не спор, то хотя бынапряженный диалог. Используя тень, выполучаете возможность показать предмет с двух сторон, причем одна их них можеточень сильно меняться в зависимости от вашего желания. Например, тень отчеловека может спокойно лежать на асфальте, а может стремительно бежать поступенькам, вытягиваясь в тонкую линию. Кроме того, тени могут создаватьотличные ритмы даже в тех случаях, когда отбрасывающие их объекты находятся заграницами кадра. Поэкспериментируйтес тенями и отражениями и вы увидите, что мир вокруг вас гораздо интереснее, чемвы привыкли видеть.
|