|
 |
... Тот весенний день начался необычно. Утром моя дочь поехала в Эрмитаж рисовать скульптуру Зевса. Тамв залах античного искусства проходил фестиваль и конкурс детскогорисунка. Конкурс завершился подведением итогов и награждениемучастников. В числе призов оказалась книга с замечательным рассказомАлександра Иванова «Стереоскоп». Я тем временем, проходя по Н-скомупроспекту, заглянул в комиссионный фотомагазин, где на витрине обнаружилвот это чудо... Никаких сомнений не было в том, что если я возьму этукамеру в руки, то расстаться мне с ней будет совсем непросто. Посленескольких щелчков затвором окончательно убедился, что в этот разинтуиция меня не подвела – этой камерой еще очень даже можно снимать. Япопытался определить возраст этого фотоаппарата. Странно... здесь сразудва значка. Внутри корпуса находится товарный знак фирмы «ICA», а наверху - герб торгового дома «Ф. Иохимъ и Ко.» (Поставщики Двора ЕгоИмператорского Величества). В итоге я предположил, что камера быласоздана в период с 1909 по 1913 год. Действительно, возраст немалый –уже почти сто лет. Аппарат с громким называнием «Идеал» – «Ideal StereoICA AG, Dresden». Блестит настоящим металлом, оптикой и сладко пахнеткожей. Звук затвора – сдержанный и приятный.

Поздним вечером, когда все собрались дома, мы стали делиться друг сдругом своими впечатлениями. Я демонстрировал это замечательное чудофотографической мысли и дизайна, восхищался умением мастеров прошлого.Затем мы стали листать книгу, оформленную в стиле, характерном дляначала двадцатого века. Я сначала было прочел несколько строк, новтянулся и, уже не отрываясь, дочитал рассказ до конца. Простите, что и сейчас я не могу не процитировать хотя бы одну фразу: «…онбыл лишь призрак, поблекший и застывший, как и все вокруг него.Подавляя жуть, я подошел к нему и заглянул в лицо; минувшие черты егобыли неподвижны; проходили секунды, минуты, одна за другой, а глаза игубы его хранили все ту же мертвую неизменность. Взгляд мой упал нааппарат на треножнике, и я увидел теперь, что он о двух объективах.«Стереоскопическая камера», - подумал я. И мгновенно меня осенило: ведьэто тот самый человек, что изготовил снимок с Зевсовой залы, ведь этоего печальный двойник! Вот он стоит молча, выцветший, но все жетелесный, призрак и снимает своим аппаратом этот минувший зал … Все, чтов тот далекий миг было вокруг фотографа, и он сам, таинственноповторилось на тонкой стеклянной пластинке и стало миром, затаенным вглубинах стереоскопа…»
В произведении Александра Иванова «Стереоскоп» есть строчка о фотографе:«Вот он стоит молча, выцветший, но все же телесный, призрак и снимаетсвоим аппаратом этот минувший зал; уже 28 лет он снимает его, нешелохнувшись, и вечно будет снимать»! Возможно, это совпадение, либоавтор нарочно загадочно намекает на героя другого известного романа.Повесть английского писателя Даниэля Дефо «Жизнь и удивительныеприключения Робинзона Крузо моряка из Йорка, написанные им самим,прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове у береговАмерики, близ устья реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушениемво время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб, с изложениемего неожиданного освобождения пиратами». ??? ...Мистика!
|