СОДЕРЖАНИЕ ФОТОГАРФИИ
Составляющие фотографии: художественный образ, атмосфера кадра, техника (художественные, технические приемы)
Художественный образ, это замысел автора, это сюжет, это неординарная подача (объекта съемки) и, непосредственно, сам объект, характеризующий мироощущение автора. Автора? Да, автора, именно автор говорит через объект, через фотографию, а не наоборот.
С помощью художественного образа, автор стремится выразить себя,выразить свое отношение к миру, показать совершенство и идеалы или показать упадок, деструкцию, деградацию. В человеке заложена потребность творить блага, (изменять к лучшему, созидать, исправлять,совершенствовать) или человек - антитворец, (изменять к худшему,разрушать, потреблять, истреблять) лишать блага других людей. Творить добро или творить зло, в любом проявлении, это движущая сила, которая толкает и заставляет человека быть автором, выливать свою сущность в окружающий мир, здесь, в данном, конкретном случае, это делается посредством фотографии.
В наших фотографиях - мы. В моих - я, в твоих - ты. Наши фотографии говорят за нас. Им не нужно название. Название для ориентира в каталоге(серии, архиве и т.п.) - возможно, для объяснения смысла/ усиления(изменения) восприятия - никогда! К примеру, фотография помойки...простая, околодомная помойка... красиво? нет... смысл? о, да! только,знаете, смысл этот на поверхности, если волнует грязь, пойди, убери, ну,ладно, для начала - не сори, но фотографировать и публиковать зачем? А если дать такой фотографии название: "Люби землю. Она не унаследована тобой у твоих родителей, она одолжена тобой у твоих детей" и что? вот вам и отзывы, вот вам и сочувствие, вот вам и 5 за оригинальность! Это не фотография, это не мысль, это истина, лежащая на поверхности, это притягивание за уши смыслового сюжета к никчемной, лишней в этом мире,фотографии...
Фотография, она без слов, она сама по себе - красноречие. Будь это шедевр или "ниочем", она без дополнительных лишних слов, прекрасно все расскажет зрителю об авторе, о его мыслях, его состоянии. Конечно,каждый человек, в частности зритель, воспринимает объективную истину на какой-то %, остальное же видит и воспринимает через призму своих мироощущений, через призму опыта и знаний, да мало ли через сколько призм он в себя пропускает информацию, и реагирует соответственно своему восприятию... Идеально, когда автор-зритель одного уровня в системе ценностей, познания, восприятия и т.п. Увы, но от разноуровневых взаимосвязей никуда не деться, однако, есть точки соприкосновения,которые абсолютны и объективны, и на них-то и держится общество... И,как бы меня не уверяли, что названия нужны - "Не верю!" Если вам нужны слова, значит я не состоялась, как автор подлинника, как минитворец,значит недодала, не достигла, не смогла, не дотянула, не вложила. Что не вложила? Это и есть самое главное в фотографии - Состояние и Отношение.
Отношение.
Автор->Объект->Зритель->Автор.
Замкнутый круг, цикл. Круговорот.
Автор любит объект съемки, он любуется, он витает, он, затаив дыхание,нажал на кнопку. Интуитивно. Он не знал, не думал, но нажал именно в этот момент, именно сейчас. Так повелело сердце... а почему не ум? Ум,разум, рассудок - все вместе и одновременно ничего из этого. Это сердце,это интуиция, это знание извне и одновременно внутри, это совокупность знаний, опыта, наития..
Отношение: автор - зритель: автор любит то, что снимает, любит объект,он восхищен и хочет поделиться с миром именно тем, что чувствует в данный момент - любовь и восхищение, в этот момент автор и объект -единое целое. Вложил автор свое отношение: любовь, умиление, восхищение,преклонение, ненависть, презрение, унижение и т.п. Вложил? Если вложил,то зритель это уловил, вложил любовь, зритель проникся, восхитился,полюбил, вложил презрение? зритель уловил, отвратился, вложил ненависть?зритель ужаснулся...Зритель все это уловил, все это почувствовал,проникся - зауважал автора, полюбил автора, стал презирать автора...Вложил равнодушие, бесчувственный, бездушный кадр родился на свет - тот самый, который ни о чем. Вложил автор не желание поделиться, не желание приобщить к этому мир, а вложил желание заработать любое из благ, еще один бездушный кадр материализовался... (Часто вижу девчушек в неудобных позах, к примеру, на рельсах, да еще и с чемоданом, непременно голых...ладно, пусть... пусть не нужна неординарность, пусть наплевать на то,что это кадр триллионный по счету, пусть, но добивает другое... добивает дискомфорт, сквозимый через весь кадр... ей неудобно, холодно, она так не тянется... очевидность того, что автор вкладывал отношение заработать(портфолио или так, просто, зрительские аплодисменты, не важно) важно то, что добавилось еще одно смятение к смятению...
(Тут бы затронуть тему о профессионализме... важная тема, однако не стану, т.к. двумя фразами не обойтись, напомню лишь, что гипероним слова профессиональный = обязательно высококачественный, если он таковым не является, не имеет значения сколько ты на нем заработал... это значит,что ты обманул покупателя. Если ты не заработал ничего на нем, это не значит, что он не профессиональный, это значит, что ты его не продавал)
Если все так, откуда же столько "любви" массы зрителей к таким вот фотографиям - подделкам, к фотографиям без вложенного отношения любви автора к объекту? автор любовь не вложил, но любовь получил. Ну,во-первых, любовь зрителя он не получил, он лишь получил одобрение людей своей ступени развития, это факт, просто, это тяжело признать. Две причины такой "любви" подмена понятий и отсутствие образования/вкуса.Доступность самовливания в круг фотографов обусловлено доступностью средств (интернет, автоматизм оборудования), не нужно иметь никаких знаний дополнительных, да, и, просто, каких-либо маломальских знаний в этой области, что бы начать снимать, к сожалению, что бы продолжать тоже знаний не требуется и самосовершенствоваться не обязательно, к чему развитие? - непонятные условности, мракобесие и любое другое слово,уничижающее борцов за чистоту рядов...
Но... кто-то начинает изучать технику, в смысле, оборудование, на которое снимает, ну там, начинает выспрашивать, как сделать поярче,порезче, поконтрастнее, побесшумнее, слушает и впитывает, старается не допускать то, чего ему не рекомендовали допускать, шумы, пересветы,горизонты, ладно, пусть.. это хорошо... ведь, возможно, что когда это будет усвоено, человек задаст себе вопрос: - зачем? Вот зачем талантливейший из продавцов пошел в фотографы? почему талантливейший? потому что успешно продает свои нетленки... зачем талантливейший комбайнер, опять-таки, подался в фотографы? ну вот дай ему этюдник, он нарисует? хотя бы, просто, черканет по планам пейзаж со своим родным полем? Почему фотограф? Почему не программист? Фотограф - легко и быстро, программист - тяжело и долго... Почему не художник? это уж,совсем, фантастика... Мы сравниваем фотографов с художниками, приводим в пример и направления, и школы, и имена... Нельзя просто купить кисть,гуашь и бумагу... от нажатия на кнопку этюдника, картина не появится...
Так вот, возможно, что после изучения средства, он начнет изучать технику исполнения, технические приемы, с помощью которых автор и выражает себя – усиливает, акцентирует, правда, не умышленно, оно само как-то.. чувствуется, что это так, никак по-другому, по-другому буду не я, не мое отношение, не мое состояние… дошла я и до этого слова…
Состояние.
Состояние автора, это основа основ, это фундамент фотографии.(Композиция, художественный образ – фундамент, но это ничто, если нет состояния).
Состояние автора, это его психическое состояние во время съемки, это основополагающий ответ на все вопросы: для чего? Зачем? Почему я это делаю? По состоянию понятно, автор делает, потому что не может не делать или потому что ему больше делать нечего в данный момент, или, сразу видно, -а это сделано для того, что бы выставить на родном ф.сайте и принимать без ложной скромности хвалебные речи, взирая с высоты«гурьего» полета… По состоянию сразу видно, слышно, понятно, кто он.
Атмосфера кадра, это не состояние природы: солнце в зените, мерзкая морось в лицо, тяжелые тучи или «мороз и солнце –день чудесный», это состояние автора, его души, а что там в душе? Мороз и солнце или все-таки, морось в лицо? Сложность процесса, сложность передачи своего состояния определяет автора, как творца. Это подлинник,это искусство, нет лжи, нет подлецов и нет обманутых зрителей. Состояние– нежность, счастье, радость, вдохновение, эйфория, покой, злость,депрессия, печаль, горе, психоз и т.д. или пустота… в состоянии весьма осязаемая вещь… опустошение в душе может вылиться в потрясающую зрителя(от слова «стресс») работу… опустошение после стресса – хандра,депрессия, боль, страдание… автор выливает в работу, а зачем? Потому что не может этого не сделать… Вообще, любое (или почти любое) состояние,автора разрывает, его распирает пока он не отдаст…
Хорошо, это постановка, а как же документальные фотографии? Как?Абсолютно так же. Съездить на вокзал, поснимать бомжей, съездить в детский дом, поснимать сирот, съездить в хоспис, поснимать умирающих…Далеко не каждый выставляет такие фотографии, но главное, далеко не каждый, снимая такие кадры, повергается в состояние сочувствия, в состояние разделения их боли, их страдания… Поснимать, что бы спекулировать чувствами зрителя? Да еще и подписать (а, вдруг, не все сразу поймут, что это детский дом или хоспис?) да! Точно! Надо подписать, что б симпатий было больше… Я, честно сказать, не могу себе представить, как это происходит… как можно себя заставить вытащить фотоаппарат и целиться им в человека, находящимся в боли и страдании ине, просто, для истории, а для себя, для получения отзывов простодушных зрителей…
Да, есть фотографии, где боль, как состояние автора, где читается отношение сострадания автора и объекта съемки, да, есть фотографы,которым дано не только сострадать, но и заставить себя нажать на кнопку,их единицы и еще меньшие единицы их публикуют. И за это, тоже им спасибо, т.к. они нужны и они необходимы зрителю, ведь, зритель тоже страдает, тоже депрессует и хандрит, кто-то читает Достоевского в такие моменты, кто-то смотрит фотографии, кто-то пьет таблетки
Был автор в состоянии психоза, вылил из себя что чувствовал, вылил себя, свое состояние, зритель увидел, понял, в схожем состоянии произошел переклик – отозвался.. был автор в состоянии депрессии, вылил,зритель, почувствовал родство…
Если «цель» автора заключается не в том, что бы отдать, не в том, чтобы поделиться, запечатлеть, насладиться самим моментом, самим фактом рождения своего произведения, а в том, что бы поскорее закончить здесь и побежать туда, или, что бы закончить здесь, заработать и улететь на Канары, ну что ж… счастливого полета!…
Проявление таланта, проявление художника, проявление творца, это делать не для кого, а для мира, не для себя, а себя… Поймет, может, и не каждый, примет далеко не каждый, это не страшно, страшно, когда делаешь зря, когда делаешь не себя, когда делаешь не то, что должен
Эти мысли я давно хотела оформить в статью, но все время откладывала,хотя, не раз писала об этом в комментариях к блогам, постам на форумах...
Когда я только начинала фотографировать, сразу зарегистрировалась на многих фотосайтах, выставляла свои шедевры, снимала, что бы понравится публике, что бы краснел мой статус великого фотографа, ну, прям в точности, как и положено настоящему ньюбу. Однако, я быстро сникла,когда меня осенило, что статус мой стал красным гуруобразным только благодаря обществу медоносов, сначала я растерялась, потом жутко расстроилась, впала в депрессию, перестала выставлять работы, вообще,исчезла из интернет сообщества "фотографов"... ах да, еще я возненавидела этих самых медоносов, да и, вообще, фотографов, не всех,конечно, но массу - да.... Однако, мне необычайно повезло, что, именно, в нужный момент мне попался умный человек, это был момент растерянности,как говорится в нужном месте, в нужное время...
А.Кусов сказал мне три вещи, которые потом уже, в момент депрессии перевернули меня и поставили на ноги:
- Свет ставить ты научишься, а они чувствовать - никогда!
- Эмоции в фотографии, это провал данной фотографии
- В эту фотографию ты вложила и отношение и состояние