|
|
Фильтры фирмы Cokin Завершают наш обзор фильтры французской фирмы Cokin. По мнению автора, эти фильтры заслуживают отдельного рассмотрения. Фильтры Cokin, в отличие от большинства фильтров, представляют собой не круглые, а прямоугольные фолиевые пластинки. Они бывают трёх серий: "A" (amateur), "P" (professional) и "X-Pro" (XP) (extra professional). Серии отличаются размерами: "A" - квадратные со стороной 67мм, "P" - квадратные со стороной 83 мм и "XP" - прямоугольные 170 х 130 мм. Фильтры серии "XP" выполнены из высококачественного органического стекла CR-39. Фильтры закрепляются в специальных держателях, которые навинчиваются на объектив, и выпускаются для всех диаметров резьбы. Цена держателя примерно 5-7 долларов. Вам понадобится по одному держателю для каждого диаметра ваших объективов.Фильтры серии "A" предназначены для фокусного расстояния не менее 35мм, и диаметра объектива от 36 до 62 мм, "P" - для фокусного расстояния свыше 20 мм и диаметров от 48 до 82 мм, в то время как серия "XP" - для любого фокусного расстояния и диаметров от 62 до 122мм. Автору встречались серии "А" и "Р" в московских фотомагазинах. Цены на фильтры - более чем доступны. Фирма Cokin выпускает 174 фильтра [каталог апреля 2000]. По праву можно сказать, что такого разнообразия светофильтров не ни у одной другой фирмы. Кроме обычного ряда фильтров, тут есть множество уникальных. Рассказ про все фильтры уважаемой фирмы Cokin может затянуться надолго, и этот рассказ будет больше похож на песню, поэтому остановимся только на некоторых, которые могут нам помочь. Прежде всего, очень полезны "градуированные" фильтры. Они представляют собой частично окрашенные пластинки, условно скажем в верхней части. Фирма выпускает 41 такой фильтр разных цветов, плотностей и конфигураций окраса и границ между окрашенной частью и неокрашенной. Цвета бывают от нейтрально-серого [фильтры 120 -121F] до ярко-флюоресцентных цветных [660-671]. Все они ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО полезны при съемке пейзажей. К примеру, у вас есть желание снять пейзаж с небом, яркость которого сильно превышает яркость нижней части снимка. Применение фильтров серии 120-121F задержит излишнее излучение в верхней части снимка, переведя акцент на "посветлевший" передний план. Они работают как фильтры ND, упомянутые ранее в нашем обзоре, только скромно называются "Gradual Grey" (градуированные серые). Конечно, они дают некоторый серый оттенок, но им можно всё простить, глядя на ярчайший передний план. По мнению серьёзной фирмы Singh-Ray, обычные плёнки могут правильно передать отношение освещённостей между самой светлой и самой тёмной частями изображения порядка в 3-4 шага экспозиции. Часто сцена имеет контраст до 10-ти, на закате контраст между небом и травой гораздо более 5-ти. Тут и помогут нейтрально-градуированные фильтры. Градуированные фильтры ND круглой формы других фирм имеют один существенный недостаток: вы не можете регулировать положение границы раздела затемнённой и неокрашенной части. Это принуждает вас делать пейзажи с линией горизонта по центру снимка, что абсолютно неприемлемо. Держатели фильтров Cokin позволяют перемещать фильтры вверх-вниз или вправо-влево, регулируя положение "линии" раздела (которая на самом деле размыта). Фильтры с маркировкой 122-139 являются цветными градуированными фильтрами естественных цветов. Тут нет только красного и салатового цветов, но при желании, комбинируя, к примеру, розовый и жёлтый фильтры, можно добиться красного, а комбинация жёлтого и изумрудного даст искомый салатовый. Держатели позволяют использовать одновременно до трёх фильтров (имеются три широких слота и один узкий для поляризаторов или крышечки). Если у вас буйная фантазия, и вам мало трёх слотов, систему можно нарастить до пяти слотов, вставив в один из них (крайний) ешё один держатель, с переходником (тоже недорогой). Необходимо лишь помнить, что минимально-допустимое фокусное расстояние при этом увеличится. Фильтры 660-671 являются, как уже упоминалось, цветными градуированными фильтрами неестественно-ярких, флюоресцентных цветов, от которых, по словам Роберта Флейша, президента чикагской фотофирмы Central Camera, с кем автору довелось лично пообщаться, "люди сходят с ума". Это действительно так, и первыми это делают сами фотографы, обладающие данными фильтрами. Особенно рекомендую обратить внимание на лиловые фильтры 668 (Gradual Fluo Mauve 1) и 669 (Gradual Fluo Mauve 2). Так же к градуированным фильтрам относятся фильтры 150 (Gradual Fog 1) и 151 (Gradual Fog 2). Это градуированные "туманные" фильтры, которые свободны от недостатков, присущих обычным туманным фильтрам, упомянутым ранее. Применяя градуированные фильтры, можно изменить цвет верхней и/или нижней части снимка, или придать ему любой оттенок. Следует помнить, что это всё-таки наполовину тонированные стёкла, а не поляризаторы, поэтому облака, к примеру, тоже приобретут соответствующий оттенок. У автора нет никакой более лучшей рекомендации по их использованию, кроме как посоветовать читателю самому поснимать с такими фильтрами и определить самому допустимую границу между гармонией и какофонией цвета. Если вам захочется поначалу изменить одновременно цвета переднего плана и неба, то автор настоятельно рекомендовал бы оставить между ними хотя бы полосочку изображения естественных цветов, что бы окончательно не загубить фотографию. И не забудьте потом в профессиональной фотолаборатории при печати предложить свои рекомендации по поводу того, как такие фотографии печатать, и какие фильтры применять при печати. Автор, бывало, предлагал в фотолабораторию для корректировки цвета снимки с красным небом и изумрудно-синей водой, до тех пор, пока слова уважаемого Роберта Флейша не подтвердились, применительно к сотрудникам лаборатории, которые потеряли голову при подборе необходимого набора фильтров.Последней группой фильтров, на которые мы обратим внимание, являются поляризаторы фирмы Cokin. Их одинадцать: · 160 (Linear Polarizer) - линейный поляризатор, · 161 (Polacolor Red) - поляризатор красного цвета · 162 (Polacolor Blue) - поляризатор голубого · 163 (Polacolor Yellow) - поляризатор жёлтого · 164 (Circular Polarizer) - кольцевой поляризатор · 165 (Redhancer) - насыщитель красного · 170 (Varicolor Red/Green) - варьирование от красного до зелёного · 171 (Varicolor Red/Blue) - варьирование от красного до голубого · 172 (Varicolor Pink/Orange) - варьирование от розового до оранжевого · 173 (Varicolor Blue/Yellow) - варьирование от синего до жёлтого · 174 (Varicolor Blue/Lime) - варьирование от синего до жёлто-зеленого Фильтры 161-163 являются кольцевыми поляризаторами. Надо сказать, что производимый этими фильтрами эффект несколько специфичен: возьмем для примера фильтр 162 (Polacolor Вlue): при вращении фильтра вокруг оси, картина меняется от слегка голубоватой со слегка голубоватыми отражениями до слегка голубоватой с темно-синими отражениями. То есть, он не "притемняет" отражения, а как бы "присеняет" их. Это и не удивительно: фильтр, по-видимому выполнен как обычный поляризатор, но из тонированного стекла. Фильтры других цветов - соответственно. Использование этих фильтров вместе с линейным поляризатором (что не рекомендуется), приводит уже к другому поведению "системы" - при вращении их друг относительно друга и относительно объектива, изображение меняет цвет от реального, до очень тёмно-тонированного, цвета используемого цветного поляризатора. Про отражения тут вообще говорить не приходится: это после двух-то поляризаторов! Попытки комбинирования разных цветных поляризаторов приводят к едким, но бесполезным цветам, в разной мере окрашивающим всё изображение или только отражения. В общем, на большого любителя. Работа с этими фильтрами требует хорошей практики, но может привести к хорошим результатам (лучше при монохромной сцене, зимние пейзажи, к примеру). Что касается фильтров 170-174, то они слегка разочаровали автора. Как их не вращай вокруг оси, вы никогда не увидите облако белого цвета. Его цвет будет меняться от красного до зеленого, через какой-то серо-буро-малиновый (фильтр 170). То есть, они работают как обычные тонированные фильтры, объединённые два в одном, и переходящие один в другой при повороте фильтра. Однако, описанное поведение может кому-нибудь пригодиться, тут есть возможности для творчества. В заключение хотелось бы привести мнение американского журнала "Outdoor Photographer": "Что общего между средствами для повышения потенции и светофильтрами: надо использовать те и другие, только не надо никому об этом расказывать. "
Вот собственно и всё, что хотелось рассказать о съемке пейзажей со светофильтрами. Дмитрий Катков
|