Life is photoФото Жизнь
Фотомагазин №1 в России!Убиваем цены на всё!
об авторе
Брокенский призрак на Чатыр-Даге

Баевский Михаил /фотограф/

альбомов автора: 13
фотографий автора: 201 (RSS)
фотографий на карте: 175
комментариев автора: 65 (RSS)
статей автора: 1

Canon EF-S 18-200MM
Tokina
Canon EF-S 17-55MM F/2.8 IS USM

последний визит:   3 сентября 2017 (07:31)

ещё:   -

в избранных:   18

или Как я стал вестником АПОКАЛИПСИСА

Посвящается журналистам,

любителям жаренного,

плохо учившимся в школе

История началась 7-го января 2008-го года. Я со своим товарищем, постоянным спутником в восхождениях Сергеем Бабенко, в очередной раз традиционно открывали горный сезон восхождением на вершину Эклизи-Бурун (1527), находящуюся в Крыму на верхнем плато массива Чатыр-Даг. Погода была «много обещающей» ибо выше и ниже Ангарского перевала (725 м), с которого мы стартовали, висела плотная облачность и мы находились как бы в прослойке этого «пирога». По мере подъема облачность поднималась за нами и прослойка была все тоньше. И скоро не только массив Демерджи исчез из вида  , но и мы оказались в облаках, точнее в сплошном тумане. Хотя особой разницы между ними никогда не ощущал. Просто когда ты под или над – это облака, а когда в - это туман. Так как на Эклизи вела хорошо протоптанная в снегу тропа, мы продолжили восхождение не взирая на видимость не более 50 метров. Ежиков в тумане мы изображали довольно долго. Однако чем ближе к вершине мы поднимались, тем туман становился реже и примерно в 100-150 метрах (по вертикали) от вершины мы с радостью расстались с этим явлением.

Брокенского призрака первым увидел мой товарищ.

Я много слышал об этом явлении, возникающем  в результате ряда оптических эффектов, при падении тени на туман при ярком освещении. Но на 32 года путешествий в горах сталкиваться с ним не приходилось. Зрелище явно превосходило существовавшие представления о нем. Вдоволь наснимав призрак, мы поднялись на вершину. Там нас ждал еще один подарок. Вся Алуштинская долина была закрыта облаками,

с юга у нас под ногами колыхался океан облаков. А с севера ветер гнал облачность с востока на запад, облака, подходя к западному краю, плато просто исчезали.

Видимо теплые потоки, идущие снизу, способствовали их «аннигиляции». Насладившись зрелищем, мы отправились в обратный путь. На вершине мы были около часа и солнце естественно сместилось, но в той же точке мы вновь наблюдали брокенский призрак, но уже от тени нас обоих.

Очень скоро мы снова погрузились в облака. Обратный путь прошел в сплошном тумане.

Как оказалось, это был далеко не конец истории. В прошлом году в период Нового Года я, разместив одну из фотографий призрака на своей странице сайта http://club.foto.ru/gallery/photos/author.php?author_id=111472,  неожиданно получил предложение опубликовать отснятое в Daily Mail. Скоро я получил в электронной форме ссылку на публикацию в этой газете, а затеем  на еще ряд публикаций. Совершенно случайно, открыв сайт газеты Metro, я углубился текст. Прочитав его, я почувствовал некоторое ощущение, сравнимое с ощущением известного чеховского героя обретшего славу благодаря опубликованной информации о том, что он в пьяном виде попал под лошадь. В заметке значилось – «некий профессор химии, блуждая в горах, увидел совершено непонятное явление, страшно испугался (порадовало, что только испугался). Ибо объяснить увиденное он не мог никак.» Далее шли комментарии читателей, в основном следующего содержания – Какой к черту профессор химии, если он не знает элементарной физики. Пришлось регистрироваться на сайте и «каяться», отправляя всех к автору заметки. В общем-то, к этой истории я бы не возвращался, оставив ее в качестве «басенок» при отвлечения и развлечения студентов на лекциях, но…

Но 24-го ноября прошлого года с брокенским призраком я встретился снова и не с одним, а с двумя. И снова на Чатыр-Даге. В этот раз туман нас с моей коллегой фотографом Екатериной Филимоновой ждал уже на Ангарском перевале. Вариант подъема на верхнее плато, мы выбрали через т.н. Холодный Кулуар.

Первый сюрприз нас ждал на вершине Сахарная головка – 24-го ноября на высоте более километра расцвел шиповник.

При входе в кулуар туман начал слабеть и примерно на высоте 1200 метров выше уровня моря мы покинули не весьма гостеприимные облака. Первый призрак обнаружился при выходе на плато – тень от одной из вершинок проецировалась на облака и вокруг нее расцветала радуга

(фотография Е.Филимоновой).

Катя была очень расстроена тем, что это тень от вершинки, а не ее собственная. Но расстояние до облаков было большим, а наши размеры и размеры вершинки были явно не в нашу пользу, посему ей пришлось любоваться чужим призраком.

Чудеса в этот день, как оказалось, только начались и под самой вершиной Ангар-Бурун (1455 м) мы обнаружили цветущий прострел крымский

– природа явно сходила с ума, ноябрь в Крыму в прошлом году был необычайно теплым. По плато ветром носило туман, но мы рискнули отправиться в направлении ранее упомянутой высшей точки массива Эклизи-Буруна. Тем более, что тропа к нему шла довольно хоженая. Переход занял около часа. Нас периодически полностью окунало в туман и так же легко мы с ним расставались. В тумане довольно регулярно наблюдалось интересное явление - белая дуга иногда замкнутая, иногда прерывающаяся вверху, напоминавшая по форме радугу, но без разложения спектра на цвета. Туман менял рельеф до неузнаваемости и иногда создавалось ощущение попадания в «другое измерение».

В общем, все признаки «портала» были на лицо. Как потом выяснилось из материалов Википедии – явление носит название белой или туманной радуги 2 . Вершина «не отметилась» ничем не обычным, кроме океана облаков над Алуштой.

Но на спуске, ветер понес полосами туман и в один из моментов солнце оказалось сзади нас

и тумана, и мы снова к восторгу моей спутницы, встретились с призраком,

но уже с «персональным».

Дальнейший спуск в общем-то ни принес ничего неожиданного, мы опять окунулись в туман и изображали вышеупомянутых ежиков до самой трассы Алушта-Симферополь.

Фотографии, отснятые в этот день снова для публикации взяла ранее упомянутая газета Daily Mail и опубликовала. Текст я вычитал внимательно и расслабился. Посему публикацию на сайте The Sun даже не читал, а уж не вчитывался точно. А зря… Первым «тревожным» звонком стал телефонный звонок моего друга, известного географа и знатока Крыма А.Ены с вопросом – «Ты там, что-то в Англии опубликовал? Не боишься, что тебя побьют?». Причин для бития я не видел, потому его версию отсек. Но дома, открыв почту, нашел следующий вопрос – «Михаил, добрый день. Крымская пресса беспокоит. Можете подтвердить или опровергнуть информацию, что вы - автор той самой нашумевшей фотографии, которую англичане назвали "предвестником Апокалипсиса"? Вопрос весьма озадачил. Ответ на него нашел через пять минут, когда от сына получил кучу ссылок на сайты, содержавшие следующий текст – «В Крымских горах появился призрак Апокалипсиса. На горе Чатыр-Даг туристы увидели необъяснимое явление. Призрак Апокалипсиса появился в Крымских горах за день до конца света. Украинская группа поклонников научной фантастики сфотографировала странный силуэт на горе Чатыр-Даг. Силуэт, похожий на человеческий, с разведенными в разные стороны руками излучал свет. Но призрак Апокалипсиса не начал вершить расправу над человечеством раньше запланированного времени. Поэтому туристам повезло остаться в живых, передает ТСН ( http://ru.tsn.ua/tsikavinki/v-krymskih-gorah-sfotografirovali-prizrak-apokalipsisa-foto.html ) со ссылкой на The Sun. Как впоследствии выяснилось, призрак оказался известным для физиков феноменом Сломанного спектра. Иллюзия создается, когда Солнце светит позади кого-то, кто стоит достаточно высоко.»  http://kp.ua/Default.aspx?page_id=2&date=201212&news_id=372124&error=2&isNew=True#comments_block . Подобными ссылками меня завалили. Украинские агентства на перебой публиковали вышеозначенный бред, причем публикуя зачастую фотографии не только без ссылок на автора, но не ссылаясь на источник, т.е. на газету The Sun откуда было все это было содрано. (Про авторские права как-то все дружно забыли. Извинения я получил только от газеты «Сегодня»). В остальном я не упустил уесть своих коллег физиков оптиков, для которых «феномен сломанного спектра» оказался большой загадкой. Ни один из них его до сих пор не изучил. Правда, мой коллега, химик-органик, разгадал вышеозначенный феномен, сказав, что это просто термин «преломление света» переведенный с английского безграмотным не только в физике журналистом. Остальные тупо, глупо и бездумно перепечатали бредятинку.

Но как оказалось это был не последний сюрприз прессы. После призрака Daily Mail опубликовала фотографии туманной радуги. К тексту публикации, скажу честно, отнесся не внимательно и снова зря. После нового года, мне позвонил вышеупомянутый Сергей Бабенко с вопросом – «Ты что российское гражданство принял?» Я ответил, что вроде нет. Он сказал – «Не надо, в прессе написано, что ты россиянин». Беру «Крымский телеграф»  и читаю «…российский фотограф, регулярно приезжающий в Крым на Чатыр Даге». Тут я понял, что пора сдаваться в соответствующие органы, ибо так шпионы и «сгорают»…

P.S. Кстати, меня до сих пор волнует вопрос – Как журналисты узнали, что я люблю научную фантастику??

1 - Брокенский призрак (нем.Brockengespenst), также называемый горным призраком — тень наблюдателя на поверхности облаков (тумана) в направлении, противоположном Солнцу. Эта тень может казаться очень большой и иногда окружена цветными кольцами (так называемая глория). Призрак может и шевелиться (иногда совершенно неожиданно) из-за движения облачного слоя и колебания плотности в облаке. Явление можно наблюдать в условиях горного тумана или облачности, или даже из самолёта. Но известность оно приобрело благодаря пику Брокен в горах Гарц в Германии, где постоянные туманы и доступность малых высот позволяют наблюдать его особенно часто. Это способствовало возникновению местной легенды, по которой и дали явлению название. Брокенский призрак наблюдался и был описан Иоганном Зильбершлагом в 1780 году и с тех пор не раз описывался в литературе о горах Гарц. Это явление можно увидеть в любом горном регионе, таком, как Национальный парк Халеакала на острове Мауи на Гаваях или в валлийских горах.  http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%BA

2 - Туманная радуга (белая радуга, туманная дуга)радуга, представляющая собой широкую блестящую белую дугу, обусловленную преломлением и рассеиванием света в очень мелких капельках воды. Она появляются при освещении солнечными лучами слабого тумана, состоящего из капелек радиусом около или меньше 25 мкм. Отсутствие цветовой окраски, как у обычной радуги, объясняется относительно малыми размерами капелек воды. Внутренняя сторона белой радуги может быть немного окрашена в фиолетовый цвет, а внешняя — в оранжевый. Иногда белой радугой неверно называют лунную радугу. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B0%D0%B4%D1%83%D0%B3%D0%B0