Наш сайт вооружен таким инструментом, как разметка фотографии по «золотому сечению». Что с этим делать? Как применять? На что смотреть? – вопросы, которым посвящена эта статья.
На первые два вопроса отвечу так: использование сетки «ЗС» (такой аббревиатурой далее буду заменять длинные слова «золотое сечение») должно носить справочно-исследовательский характер. Настоятельно не рекомендую осознанно строить изображение, исходя из теории. В общем случае в этом нет необходимости, врожденное чувство прекрасного сделает все и точнее и быстрее, чем разум.
Существуют, конечно, особые ситуации, когда контроль по «сетке ЗС» принесет ощутимую пользу. Но, во первых, для эффективного использования «ЗС» следует знать гораздо больше, чем изложено в этой статье, а во вторых, те ситуации действительно - «особые».
«На что смотреть», после того как мы включили «сетку ЗС».
Вопреки тому, про что все уже не раз читали, четыре точки пересечения линий разметки никакого значения не имеют. Об «особом» значении этих точек лучше забыть сразу. В отечественной литературе эти точки принято называть «точками силы». Этот термин полезно поместить в ряд с терминами «небесный свод», «три кита», «теплород» и использовать соответственно.
Совсем чуть чуть «теории сечений».
Возьмем длинный огурец. Ударом ножа рассечем его на две части. Части оставим как есть, не раздвигая. Результат действия: сделав единственное сечение, мы получили две части, вместе составляющие огурец целиком. Сделанное сечение определяет положение начала или конца частей этого целого. Вполне можно сказать так: «части целого касаются сечения».
Важно заметить, что короткая часть может находиться как слева, так и справа. При этом, целое по прежнему состоит из тех же частей. Иными словами, если мы хотим рассечь огурец на части, находящиеся в заранее заданном соотношении, что возможно два положения самого сечения: одно будет левее, другое – зеркально правее.
Есть особое значение отношения длины малой части к длине большой, которое называют «золотой пропорцией». Сечение, которое разделяет целое на части, находящиеся в этом отношении, называют «золотым сечением».
Сетка, предоставленная сайтом, сделана по этому принципу. Она указывает оба положения «ЗС» и для горизонтальной кромки кадра, и для вертикальной.
Чуть чуть теории стихосложения.
Мы все знаем, что текст может быть «прозой», а может быть «стихом». И что такие понятия, как «содержание», «образность», «благозвучие» могут относиться и к той и к другой форме текста. И что «стих» отличается от «прозы» единственно особой организацией элементов текста. Из школы все знают такие особенности стихотворения, как «рифма» и «размер».
Особая организация текста в форме «стиха» дает эстетические преимущества перед аналогичным текстом в форме «проза».
Например: М.Ю.Лермонтова
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
Представим тот же текст – «прозой». Для этого достаточно переставить слова в ином порядке, ничего более не меняя: «Я выхожу на дорогу один. Блестит сквозь туман кремнистый путь. Богу внемлет пустыня. Ночь тиха. И говорит звезда с звездою.»
Разница в восприятии двух вариантов ощутима. А всего лишь нарушена формальная структура организации текста.
Возможно эстетическое удовольствие и от совершенно бессмысленных и даже «без образных» текстов. Возможно только за счет того, что они организованы в форму стиха, то есть: организованы сугубо формально. К примеру:
511 16
5 20 337
712 19
2247 (источник: http://www.netlore.ru/digital_poems )
Отмечу, что структуру стиха определяют несколько понятий. Популярны: «размер» и «рифма». При этом «размер» тоже многообразен. Он бывает и «хореем», и «ямбом», и даже «амфибрахием», и еще разным.
Вот мы и подошли к сути.
Дело в том, что сетка «ЗС», это одна из возможных структур организации изображения, придающих изображению в восприятии человека особые эстетические свойства. Подчеркиваю: «одна из возможных»…
Структура ЗС в «фотографии» аналогична «хорею» в литературе. Притом, именно «в литературе», а не в «поэзии». Я хочу сказать, не так что бы и часто встречается в общем потоке «изображений». Но встречается частенько в местах скопления «любителей художественной фотографии».
А теперь все просто: включаем сетку ЗС и смотрим, какие «объекты» «касаются» линий. И сколько их.
Объекты – это «пятна». Округлые по форме объекты будут просто «касаться». Объекты с кромкой в виде прямой линии – лягут этой кромкой на линию сечения. Тонкие прямолинейные (нитевидные) объекты просто совпадут с линией. Так же - и точечные.
Совсем необязательно будут задействованы все 4 линии сетки ЗС. Обычно одна – две. Но зато «мощно». Скажем, совпадет линия горизонта или иная визуально сильная кромка. И совсем не важно, объектом будет содержательно значащий элемент или просто «пятно». Важно, что этот объект существует графически.
Вот и вся наука. Смотрим практику. Сейчас наспех, обзорно. В последующем могу рассказать любопытные детали.
Смотрим, чего касаются линии сечений:
http://www.lifeisphoto.ru/photo.aspx?id=1841001 верхняя левая правая
http://www.lifeisphoto.ru/photo.aspx?id=1868685 правая
http://www.lifeisphoto.ru/photo.aspx?id=1858489 правая верхняя
http://www.lifeisphoto.ru/photo.aspx?id=1855288 правая верхняя нижняя
http://www.lifeisphoto.ru/photo.aspx?id=1751085 правая нижняя
http://www.lifeisphoto.ru/photo.aspx?id=1750834 правая левая верхняя
http://www.lifeisphoto.ru/photo.aspx?id=1865387 правая нижняя
http://www.lifeisphoto.ru/photo.aspx?id=1102507 нижняя
http://www.lifeisphoto.ru/photo.aspx?id=1471631 верхняя и левая
http://www.lifeisphoto.ru/photo.aspx?id=1822550 правая нижняя
и так далее. Список бесконечен.
---
Окончание статьи здесь http://www.lifeisphoto.ru/article.aspx?id=2337