Предыдущая часть http://www.lifeisphoto.ru/article.aspx?id=2336
За прошедшую с публикации предыдущей статьи половину суток в ленте сайта появилось много новых фотографий, подходящих к нашей теме. Их оказалось так много, что создается впечатление, будто фотографы выполняют «домашнее задание». Укажу несколько примеров, иллюстрирующих рассказанное вчера. Для краткости буду обозначать линии сетки первой буквой. Например: верхняя линия сетки ЗС будет обозначена как «В», левая – как «Л».
http://www.lifeisphoto.ru/photo.aspx?id=1868706 В
http://www.lifeisphoto.ru/photo.aspx?id=1868713 В
http://www.lifeisphoto.ru/photo.aspx?id=1868714 В
http://www.lifeisphoto.ru/photo.aspx?id=1868718 В(крыши авто) Н(урез воды)
http://www.lifeisphoto.ru/photo.aspx?id=1868729 Н
http://www.lifeisphoto.ru/photo.aspx?id=1868744 Н Л
http://www.lifeisphoto.ru/photo.aspx?id=1868766 Л П
http://www.lifeisphoto.ru/photo.aspx?id=1868774 Л П(гриф гитары)
http://www.lifeisphoto.ru/photo.aspx?id=1868784 Н В(тут интересна крона елки)
http://www.lifeisphoto.ru/photo.aspx?id=1868785 Л
Примеров еще много, думаю этих достаточно. Завершу список показательным :
http://www.lifeisphoto.ru/photo.aspx?id=1869240 тут все четыре линии активны.
Из примеров видно, что золотое сечение, всего на всего организует графические составляющие изображения и не относится ни к содержательной составляющей снимка, ни к эмоциональной. Ни коим образом не «выделяет главного», вопреки традиционному (общедоступной литературе) мнению.
Но интересней иное. Легко заметить, что ЗС проявляется у авторов разных жанров, разного уровня мастерства и опыта. Что попадание в сетку ЗС не гарантирует «шедевральности» кадра, но и не привносит ощущения «тривиальности».
Если вспомнить аналогию со стихосложением – то это понятно. Действительно, написание текста в формате «хорей» не гарантирует удачного стихотворения. Но при этом и не делает текст банальным. И то и другое делает автор.
С другой стороны, если вспомнить "числовые стихи", то понятно, что организация картинки по структуре ЗС привносит некую новую красоту, дополнительно к тому содержанию, что есть. И иной раз это привнесенное становится в изображении очень важным. А бывает даже, что - основным, единственным.
---
Строго рассуждая из первой статьи следовало сделать вывод, что сечение делит картинку на две части, одну побольше, другую - поменьше. И тогда его проявление должно бы выглядеть подобно этому случаю http://www.lifeisphoto.ru/photo.aspx?id=1868870 , где светлое отсечено от остального линиями решетки. И где каждая отделенная часть – именно "часть целого". Но в примерах видно иное, примеры разнообразнее.
Проблема в том, что первая статья – «вводная», и тема в ней изложена сильно упрощенно. В более точной формулировке на линиях ЗС происходит «возмущение равномерности». Например происходит резкое изменение цвета, или яркости, или фактуры материала. Возможно происходит перелом линии, равномерной до и после сечения. Или разветвление линии на несколько. Сечение – это место где происходят перемены. (Конечно в случае, когда использована эта схема)
Посмотрим этот кадр http://www.lifeisphoto.ru/photo.aspx?id=1868717 . Про касание бутылки, кромки пламени и кувшина – это уже знакомая картина. А новое – это взрывное разветвление стебля на пучок стеблей и зигзаг веревки.
Довольно много всего для одной картинки, надо отметить. И это многое весьма точно реализовано. Такое сочетание, "много и точно", характерно авторам многоопытным и внимательно прислушивающимся в «внутреннему чувству». Для авторов, не имеющих времени при съемке, или малоопытных характерно либо точное попадание одного-двух объектов, либо множество как бы попаданий (в сетку), но попаданий не очень точных. Последняя ситуация обычно приводит к тому, что у зрителя возникает желание дать совет по иному кадрированию фотографии.
Рассмотрение желания зрителя «кадрировать иначе» - очень богатая тема, про истоки ситуации можно писать много. Но суть явления примерно понятна из уже сказанного и пока что остановлюсь на этом.
К теме «возмущение равномерности» я приберег ещё одну свежую иллюстрацию: http://www.lifeisphoto.ru/photo.aspx?id=1868791 . Тут вот что интересно: «левая» линия отделяет руку от тела, «нижняя» проходит по сгибу руки. Такой перелом не графического, а «логического» элемента изредка встречается в очень тщательно выверенных композициях.
---
Пора обобщать и делать выводы.
Сетка ЗС указывает на холсте место для резких изменений, нарушений целостности.
Сетка ЗС - одна из нескольких «схем» гармонизации изображения (или иного объекта деятельности человека). Эта схема, как и любая другая из этого пула, не обязательна к использованию, хотя и весьма популярна.
Применение схемы ЗС на практике интуитивно, не требует никаких знаний. Это явление изучается «психологией восприятия». Основы явления – проявления «под.сознания». Это уровень не только не контролируемый «сознанием», но даже сознанием не осознаваемый. (без тавтологии трудно говорить кратко)
Сетка ЗС не трансформируется в «спираль», в «кактус» и в «систему наклонных». Сетка имеет с ними лишь терминологическое родство, и сугубо математическое. Со «схемой третей» сетка ЗС имеет лишь внешнее сходство.
На этом завершу краткую инструкцию «куда смотреть включив сетку ЗС».