Дмитрий Соколов-Митрич:
Хи-хи во славу Божию
16 октября 2008, 16:16
Потому что, как только его в очередной раз начальник вызывает в кабинет и
говорит: «Ты что, хочешь лишиться работы?!», приятель мечтательно закатывает
глаза: «Эх, скорей бы...» – и спокойно работает на этом месте до следующего
приступа рвения у начальства.
Говорят, надежда умирает последней. По-моему, это неправда. Последней
умирает самоирония.
Другой мой хороший знакомый, сантехник из города Электростали, когда к нему
кто-то предъявляет претензии, любит отвечать: «Да я бы таких, как я, вообще
убивал бы!» После этого наезжающий расплывается в улыбке и претензии, как
правило, снимаются.
«Самоирония – великая вещь. И она особенно нужна нам сейчас, когда
крепчает финансовый кризис. Все настолько серьезно, что справиться с этим
геморроем можно только при помощи несерьезности» Самоирония – великая
вещь. И она особенно нужна нам сейчас, когда крепчает финансовый кризис. Все
настолько серьезно, что справиться с этим геморроем можно только при помощи
несерьезности. Ведь нынешняя мировая депрессия – она не столько экономическая,
сколько психологическая. Планете срочно нужно к психиатру, и лучшего доктора,
чем самоирония, планете не найти.
Самоирония успокаивает, самоирония тонизирует, самоирония смиряет. Она
чем-то похожа на велосипед. Она оздоровляет того, кто на ней едет, и гасит
негатив окружающих. Как можно обижаться на велосипедиста? Никак. У него нет
затемненных стекол, мигалки и ложного чувства безопасности. Он ни от кого не
прячется, он у всех на виду со всеми своими недостатками. Честно крутит педали
и не демонстрирует на трассе свою гордыню, потому что случись чего – и цена за
этот грех на дороге будет слишком высока для него же самого.
Пожалуй, велосипед – это самый христианский вид транспорта. Точно так же,
как самоирония, на мой взгляд, самое христианское из всех мирских чувств.
– Ну что, отцы, нажрались? Теперь давайте и в Царствие Божие попросимся! –
это сказал один священник, вставая из-за стола на молитву. Его слова приводит в
одном из своих интервью дьякон Андрей Кураев. Есть ли в этих словах осквернение
последовавшей за ними молитвы? Любой, кто знает этого священника лично, скажет,
что нет. Есть ли в них смирение и самоуничижение? Да, есть. И доля юмора лишь
усиливает их.
|
Самоирония, на мой взгляд, – это вообще такая
разновидность смирения. Неофиту, например, лучше начинать смиряться именно
через самоиронию. Чтобы не впасть в фарисейство, в унижение паче гордости, в
«христианскую шизу». И в то же время не настроить своей маниакальной
серьезностью против себя окружающих. Каждому православному хорошо знакома эта
проблема – как вписать свой новый образ жизни в прежнюю среду общения. Чаще
всего сказанное даже умиротворенным голосом «я православный» имеет обратный
эффект. Люди озлобляются: «Ага, значит, ты православный, а мы уроды
моральные?! Ну ладно...»
|
– Мне теперь нельзя, я теперь грешник, – говорит еще один мой знакомый
бывший алкоголик, когда старые друзья предлагают ему выпить. «Грешникам не
наливать!» – беззлобно шутят приятели, разливая очередной тост, и нисколько не
сердятся на бывшего собутыльника. А недавно еще одним «грешником» в их рядах
стало больше. Самоирония – лучшее оружие миссионера.
Грех – это вообще вещь серьезная, основательная. Неисправимыми грешниками,
как правило, становятся люди без чувства юмора. Они, конечно, умеют хихикать,
но не над собой, а над окружающими. И как правило, получается не смешно, потому
что невозможно талантливо смеяться над другими, не смеясь над собой. Есть в
этом какое-то вранье и даже что-то аморальное. Именно самоирония дает право на
смех. Почему не смешон, например, Шендерович? Потому что нет у него такого
права. Кажется, что ткни в него по-дружески пальцем – и он тут же начнет
корчиться от обиды и серьезности. И еще постарается тебя за этот палец ухватить
и потащить в Страсбургский суд. Будь Шендерович священнослужителем, он бы
наверняка тут же стал вторым епископом Диомидом.
– Мужики, помогите машину толкнуть, заглохла, – это отец Игорь из села
Медного Тверской области заводит разговор с односельчанами-алкоголиками.
– Батюшка, а чего мы тебе помогать-то будем? Мы же атеисты!
– Да?.. Мужики, а вы какие атеисты будете? Атеисты – они же разные бывают. Есть
исламские атеисты, есть иудейские, есть католические, протестантские,
буддийские атеисты...
– Не, батюшка, мы атеисты наши, православные!
– Ну тогда чего ж вы стоите? Помогите машину толкнуть!
Помогли.
Смеяться над собой может лишь тот, кто духовно состоялся или хотя бы уже
идет в верном направлении. Чтобы легко отдавать себя во власть самоиронии,
нужно иметь твердую точку опоры вовне – а что может быть надежней, чем Бог?
Когда ты с Богом, ты неуязвим. Твое самолюбие нельзя ранить, потому что его
нет. Поколебать в человеке можно лишь то, что он любит, поэтому так легко
обидеть эгоиста и честолюбца. Их «я» для них – это и цель, и средство. Они над
ним дрожат, как над последним рублем. Чуть только поставил под сомнение существование
этого рубля – и все, истерика.
А Христос – он был спокоен. Он ни капельки не был похож на Шендеровича. То
есть в целом, конечно, образ Спасителя в Евангелии вырисовывается неулыбчивый,
но, скорее всего, это свойство жанра, а не героя. С точки зрения литературы
Евангелие очень близко к эпосу, а в нем вообще мало кто улыбается. Если же
проанализировать поступки Иисуса, то нельзя не согласиться, что Сын Божий очень
даже любил приколоться над собой.
«...Тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое
прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею;
отвязав, приведите ко Мне... Ученики пошли и поступили так, как повелел им
Иисус: привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел
поверх их... Народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна
Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!»
Ну разве это не смешно? Царь Иудейский въезжает в город не на колеснице, не
на белом коне, а на обычном крестьянском осле, даже на двух!
Нет, я, конечно, помню следующий стих Евангелия от Матфея: «Всё же сие было,
да сбудется реченное через пророка, который говорит: Скажите дщери Сионовой:
се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне
подъяремной». Но пророки много чего пророчили. Из их богатого наследия Христос
мог выбрать для своего входа в Иерусалим что-нибудь и покруче, тем более что в
тот момент иудеи ждали от него величия, блеска, мощи. А он – на осле. Разве это
не поступок того, кто умеет посмеяться над собой? Представьте себе, что, к
примеру, новоизбранный президент Медведев въезжает в Москву не на «мерседесе»
представительского класса – или на чем там он въезжает? – а на «Дэу-Матиз». С
эскортом, с мигалками – но на «дэу»! Думаю, он бы добавил себе процентов десять
– пятнадцать рейтинга в считаные минуты. Величие, помноженное на умение
смеяться над собой, взлетает до небес. Иисус это понимал. Наверное, в тот
момент у него на устах была улыбка самоиронии. Тихая, смиренная, покоряющая.
Посмотрите внимательней на иконы. Разве не так?
Я, собственно, о кризисе хотел написать, а получилось почему-то о религии.
Может, потому, что слово «кризис» по-древнегречески означает «суд», «расплата».
За что? За излишнюю самосерьезность. За неуемность. За чрезмерную зацикленность
на своих мелких и крупных финансовых хотениях. Спасибо кризису, теперь есть
время остановиться, оглядеться. Понять, что даже если все будет плохо, все
равно все будет хорошо. Потому что как-нибудь да будет. Ведь не может быть так,
чтобы совсем никак не было.