Life is photoФото Жизнь
Фотомагазин №1 в России!Убиваем цены на всё!
об авторе
ПРО КРИЗИС, ХРИСТА, ШЕНДЕРОВИЧА И САМОИРОНИЮ...

 Игорь Подвысоцкий /зритель/
http://www.lifeisphoto.ru/Zanuda
http://Zanuda.artphoto.pro


альбомов автора: 6
фотографий автора: 108 (RSS)
фотографий на карте: 1
комментариев автора: 3279 (RSS)
статей автора: 4
муз. композиций: 18

фото автора:



e-mail:   включите JavaScript
   
ICQ:   -
   
URL:   http://podvysotskii-...
   
телефон:   -
   
страна:   Россия
   
город:   Екатеринбург
   
фотокамеры:   Canon
Canon EOS 450D
   
объективы:   Canon EF 17-40MM F/4.0L USM
Canon EF 50MM F/1.8 II
Canon EF-S 55-250mm F/4-5.6 IS II
   
последний визит:   4 июля 2013 (22:20)
   
ещё:   ушел на http://pinsta.me/podiv
Бываю:
http://podvysotskii-i.livejourna...



   
в избранных:   107
   


Дмитрий Соколов-Митрич:

Хи-хи во славу Божию

16 октября 2008, 16:16

Один мой приятель с филологическим образованием работает финансовым директором в небольшой газетке. Его все время хотят уволить, но не увольняют.

Потому что, как только его в очередной раз начальник вызывает в кабинет и говорит: «Ты что, хочешь лишиться работы?!», приятель мечтательно закатывает глаза: «Эх, скорей бы...» – и спокойно работает на этом месте до следующего приступа рвения у начальства.

Говорят, надежда умирает последней. По-моему, это неправда. Последней умирает самоирония.

Другой мой хороший знакомый, сантехник из города Электростали, когда к нему кто-то предъявляет претензии, любит отвечать: «Да я бы таких, как я, вообще убивал бы!» После этого наезжающий расплывается в улыбке и претензии, как правило, снимаются.

«Самоирония – великая вещь. И она особенно нужна нам сейчас, когда крепчает финансовый кризис. Все настолько серьезно, что справиться с этим геморроем можно только при помощи несерьезности» Самоирония – великая вещь. И она особенно нужна нам сейчас, когда крепчает финансовый кризис. Все настолько серьезно, что справиться с этим геморроем можно только при помощи несерьезности. Ведь нынешняя мировая депрессия – она не столько экономическая, сколько психологическая. Планете срочно нужно к психиатру, и лучшего доктора, чем самоирония, планете не найти.

Самоирония успокаивает, самоирония тонизирует, самоирония смиряет. Она чем-то похожа на велосипед. Она оздоровляет того, кто на ней едет, и гасит негатив окружающих. Как можно обижаться на велосипедиста? Никак. У него нет затемненных стекол, мигалки и ложного чувства безопасности. Он ни от кого не прячется, он у всех на виду со всеми своими недостатками. Честно крутит педали и не демонстрирует на трассе свою гордыню, потому что случись чего – и цена за этот грех на дороге будет слишком высока для него же самого.

Пожалуй, велосипед – это самый христианский вид транспорта. Точно так же, как самоирония, на мой взгляд, самое христианское из всех мирских чувств.

– Ну что, отцы, нажрались? Теперь давайте и в Царствие Божие попросимся! – это сказал один священник, вставая из-за стола на молитву. Его слова приводит в одном из своих интервью дьякон Андрей Кураев. Есть ли в этих словах осквернение последовавшей за ними молитвы? Любой, кто знает этого священника лично, скажет, что нет. Есть ли в них смирение и самоуничижение? Да, есть. И доля юмора лишь усиливает их.

Самоирония, на мой взгляд, – это вообще такая разновидность смирения. Неофиту, например, лучше начинать смиряться именно через самоиронию. Чтобы не впасть в фарисейство, в унижение паче гордости, в «христианскую шизу». И в то же время не настроить своей маниакальной серьезностью против себя окружающих. Каждому православному хорошо знакома эта проблема – как вписать свой новый образ жизни в прежнюю среду общения. Чаще всего сказанное даже умиротворенным голосом «я православный» имеет обратный эффект. Люди озлобляются: «Ага, значит, ты православный, а мы уроды моральные?!  Ну ладно...»

– Мне теперь нельзя, я теперь грешник, – говорит еще один мой знакомый бывший алкоголик, когда старые друзья предлагают ему выпить. «Грешникам не наливать!» – беззлобно шутят приятели, разливая очередной тост, и нисколько не сердятся на бывшего собутыльника. А недавно еще одним «грешником» в их рядах стало больше. Самоирония – лучшее оружие миссионера.

Грех – это вообще вещь серьезная, основательная. Неисправимыми грешниками, как правило, становятся люди без чувства юмора. Они, конечно, умеют хихикать, но не над собой, а над окружающими. И как правило, получается не смешно, потому что невозможно талантливо смеяться над другими, не смеясь над собой. Есть в этом какое-то вранье и даже что-то аморальное. Именно самоирония дает право на смех. Почему не смешон, например, Шендерович? Потому что нет у него такого права. Кажется, что ткни в него по-дружески пальцем – и он тут же начнет корчиться от обиды и серьезности. И еще постарается тебя за этот палец ухватить и потащить в Страсбургский суд. Будь Шендерович священнослужителем, он бы наверняка тут же стал вторым епископом Диомидом.

– Мужики, помогите машину толкнуть, заглохла, – это отец Игорь из села Медного Тверской области заводит разговор с односельчанами-алкоголиками.
– Батюшка, а чего мы тебе помогать-то будем? Мы же атеисты!
– Да?.. Мужики, а вы какие атеисты будете? Атеисты – они же разные бывают. Есть исламские атеисты, есть иудейские, есть католические, протестантские, буддийские атеисты...
– Не, батюшка, мы атеисты наши, православные!
– Ну тогда чего ж вы стоите? Помогите машину толкнуть!

Помогли.

Смеяться над собой может лишь тот, кто духовно состоялся или хотя бы уже идет в верном направлении. Чтобы легко отдавать себя во власть самоиронии, нужно иметь твердую точку опоры вовне – а что может быть надежней, чем Бог? Когда ты с Богом, ты неуязвим. Твое самолюбие нельзя ранить, потому что его нет. Поколебать в человеке можно лишь то, что он любит, поэтому так легко обидеть эгоиста и честолюбца. Их «я» для них – это и цель, и средство. Они над ним дрожат, как над последним рублем. Чуть только поставил под сомнение существование этого рубля – и все, истерика.

А Христос – он был спокоен. Он ни капельки не был похож на Шендеровича. То есть в целом, конечно, образ Спасителя в Евангелии вырисовывается неулыбчивый, но, скорее всего, это свойство жанра, а не героя. С точки зрения литературы Евангелие очень близко к эпосу, а в нем вообще мало кто улыбается. Если же проанализировать поступки Иисуса, то нельзя не согласиться, что Сын Божий очень даже любил приколоться над собой.

«...Тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне... Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их... Народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!»

Ну разве это не смешно? Царь Иудейский въезжает в город не на колеснице, не на белом коне, а на обычном крестьянском осле, даже на двух!

Нет, я, конечно, помню следующий стих Евангелия от Матфея: «Всё же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной». Но пророки много чего пророчили. Из их богатого наследия Христос мог выбрать для своего входа в Иерусалим что-нибудь и покруче, тем более что в тот момент иудеи ждали от него величия, блеска, мощи. А он – на осле. Разве это не поступок того, кто умеет посмеяться над собой? Представьте себе, что, к примеру, новоизбранный президент Медведев въезжает в Москву не на «мерседесе» представительского класса – или на чем там он въезжает? – а на «Дэу-Матиз». С эскортом, с мигалками – но на «дэу»! Думаю, он бы добавил себе процентов десять – пятнадцать рейтинга в считаные минуты. Величие, помноженное на умение смеяться над собой, взлетает до небес. Иисус это понимал. Наверное, в тот момент у него на устах была улыбка самоиронии. Тихая, смиренная, покоряющая. Посмотрите внимательней на иконы. Разве не так?

Я, собственно, о кризисе хотел написать, а получилось почему-то о религии. Может, потому, что слово «кризис» по-древнегречески означает «суд», «расплата». За что? За излишнюю самосерьезность. За неуемность. За чрезмерную зацикленность на своих мелких и крупных финансовых хотениях. Спасибо кризису, теперь есть время остановиться, оглядеться. Понять, что даже если все будет плохо, все равно все будет хорошо. Потому что как-нибудь да будет. Ведь не может быть так, чтобы совсем никак не было.


комментарии


1.
Игорь Подвысоцкий (19 ноября 2008 в 20:29)
Текст не мой, взят с http://www.vz.ru/columns/2008/10/16/219795.html
Очень понравился. :)

2.
VOLKOV (2 декабря 2008 в 16:53)
Нет. не самоирония умирает последней, а дурь людская...

3.
Pan Waclaw (1 декабря 2008 в 16:48)
Как говорил Барон Мюнгхаузен: "Господа, не корчьте такие умные выражения лиц - именно вот с такими минами люди совершают самые большие глупости" ;-)

4.
Алексей Гаврилюк (1 декабря 2008 в 18:32)
Ага, не в бровь, а вглаз!

5.
Milinkovic Marina (1 декабря 2008 в 21:58)
С удовольствием прочитала...Спасибо, Игорь!

6.
Александр Ошмарин (3 декабря 2008 в 02:07)
Уж чего-чего, а ржать от души над самими собой на Руси всегда умели. Выстуает Задорнов, говорит - вот какие мы расп...дяи, все ха-ха-ха! Хорошо это? Конечно, хорошо. Только после этого ничего не меняется. Как были расп..., так и остались. На таких, как мы, никакой кризис не действует! И не такое видали!

7.
Игорь Подвысоцкий (4 декабря 2008 в 18:34)
Я Задорнова не смотрю и не слушаю. Не смешно почему-то.

8.
Алексей Тюрин (10 февраля 2009 в 17:30)
Хорошая статья.

9.
Юрий (12 февраля 2009 в 18:08) - включите JavaScript
Какая хорошая статья получилась...И улыбнуло,и задуматься заставила,и к себе присмотреться...Простая,понятная и мудрая,как Ваши работы из альбома Деревня.

10.
mongochtosau (27 февраля 2009 в 08:08)
А по какому-таки Шендеровичу автор "ездит"?


новый комментарий

имя:
e-mail:
код:
 

комментарий:
добавить смайлик
не более 5000 символов

 
стиль сайта
статистика, реклама
партнёры
экспорт, помощь сайту
лёгкая версия 
мобильная версия 
Пользовательское соглашение
F.A.Q (вопросы)
включите JavaScript