|
|
 |
"- Ненавижу кошек!
- Ты просто не умеешь их готовить."
Умение получить в момент съемки кадр, не требующий, или почти не требующий редактирования – большое искусство. Но получение такого результата возможно не всегда. И дело не только в том, что не удалось дождаться нужного света, или еще какого-то стечения обстоятельств. И не в том, что не было хорошей техники (камеры, оптики). Есть вещи, которые камера не в состоянии снять так, как их видит глаз.
Я люблю лес. В яркий солнечный день в лесу полутьма и только местами солнце пробивается до земли. Освещенный пятачок кажется ослепительно ярким. Я поднимаю глаза вверх и вижу голубое небо с белыми облаками. Я хочу снять это и показать в одной фотографии. Показать так, чтобы вызвать у зрителя эффект присутствия и не дать ему почувствовать отклонения от "правды". Достигнуть желаемого можно многими способами.
Сегодня я хочу привести простой пример редактирования, который я использовал при подготовке публикации http://www.lifeisphoto.ru/photo.aspx?id=227251
Итак, подготовка.
Я снял пять горизонтальных кадров для панорамы. Установка при съемке – приоритет диафрагмы. Диафрагма 11. Выдержка определяется автоматически для каждого кадра, давая наилучшую проработку его. Для темных участков 1/20сек., для самого светлого 1/200сек. Моя камера дает мне RAW файлы с 14 битным цветом. Не мудрствуя лукаво, я отправляю все 5 кадров в программу Автопано. На выходе программа дает мне вертикальную панораму в формате TIF16 (16 бит/канал). Это дает мне большой запас градаций и в тенях и в светах для последующего редактирования. Все редактирование я веду в 16 битном цвете и только перед выкладыванием результата на сайт я перевожу изображение в 8 битный цвет и сохраняю в формате JPG.
Автопано выровняла градации, дав совершенно правильные переходы. Но, естественно, солнечный блик на земле много темнее голубого неба. После обрезки и предварительного редактирования, я получил вот такой результат. (Привожу его в размере, выложенном на сайте).

(Щелкните по картинке и еще примените лупу, чтобы увидеть полный размер. Также поступайте и для последующих картинок с фотографией.)
Теперь собственно прием.
Разворачиваю на ширину рабочей зоны нижнюю часть панорамы, которая требует редактирования.
Дублирую слой с изображением, скрываю исходный, а для дубля создаю корректирующий слой Яркость/Контрастность.

Я хочу поднять яркость солнечного пятна и сохранить при этом плотность теней на участке, показанном прямоугольником.

Проверяя плотность теней включением/выключением превью, я подбираю нужные значения яркости и контрастности.

В результате нижняя часть панорамы приобретает вид
Объединяю корректируемый и корректирующий слои в один слой.
Безусловно, на этом слое я полностью загубил все градации на небе.
Включаю основной слой с изображением, а для откорректированного слоя назначаю "Layer – Layer Mask – Hide All". В результате слой становиться невидимым.
Растягиваю градиент по невидимому слою от белого внизу до черного вверху. Там, где назначен белый цвет, проступает изображение корректированного слоя, где черный – исходного. Вот, что у нас получилось.

Разумеется создание черно-белых переходов не обязательно должно производиться линейным градиентом. Это определяется задачей. Можно просто рисовать белой кистью, выявляя откорректированные детали там, где хочется.
Возьмем, например, мягкую кисть с коэффициентом непрозрачности 50% и белым цветом.
Наведем ее на изображение солнца

и кликнем два раза
Все определяется только Вашей фантазией и задачей.
Удачи в Ваших работах.
Вадим Прут
|