•В определенных случаях фотография способна к фантазии и вымыслу. Часто
она показывает то, чего не было, но могло бы случиться. Очень часто то,
чего никто не увидел и не заметил. И уж, безусловно, то, о чем сами
персонажи и не подозревали.
•Уникальность фотографии заключена в том, что это сотворчество художника и природы, это всегда игра для двоих.
•Искусство фотографии существует потому, что сама реальность спонтанно
создает некие моменты истины и красоты. Задача фотографа — интуитивно
откликнуться и запечатлеть такой уникальный момент. Ситуацию, когда
автор зачастую не в состоянии предугадать, что у него получится, трудно
себе представить в
каком-то другом искусстве, кроме
фотографии, разве только еще в поэзии. Стихи возникают спонтанно, стихи
рождаются в подсознании из случайно услышанного слова
или промелькнувшего созвучия. Поэт часто бывает медиумом, связующим
звеном между чем-то неосязаемым (не представимым)
и листом бумаги. И фотография чаще всего рождается спонтанно, по воле
случая. Она складывается из невообразимого количества слагаемых,
которые «встречаются» в один единственный момент времени и создают
гармоничную картину, полную взаимосвязей и нюансов. Поэты бывают
медиумами или создателями. Фотограф, работающий репортажным методом
(без режиссуры, вмешательства в происходящее), всегда медиум.
Он откликается на происходящее, но не создает его.
•На вопрос «Может ли фотография вызвать поэтическое переживание?»,
— следует ответить: сколько угодно. Коль скоро переживание это может
быть вызвано
какими-то эмоциями, образами, связанными
с реальностью, а фотография — энциклопедия зрительных образов
реальности, и к этому еще надо добавить ее способность будить
воспоминания, вызывать в сознании некие островки памяти.
©Александр Лапин.