Итак, Уважаемые читатели, Вашему вниманию предлагается первая статья из цикла «Приемы беспредметного видения». Фотографы нашей студии (studio-dot.ru) УБЕЖДЕНЫ, что именно такой способ видения может обеспечить фотографам получение снимков совершенно особого качества, а сам способ «наблюдения реальности» поможет развить творческую составляющую и повысит уровень эстетического восприятия.
Итак, мы начинаем наш цикл статей, комментарии к работам несимметричны, т.е. где то мы остановимся на скупом перечислении основных приемов, где то Вы увидите развернутые комментарии.
Весь цикл данных материалов использует в своей основе фотографии агентства Reuters 2007 года.
При перепечатке-копировании просьба явно указывать авторство.
Темные пятна первого плана «делают" кадр, они взаимодействуют друг с другом, определяют конфликт и атмосферу кадра, все остальные детали кадра малосущественны, лишь диагональ уличной тумбы усиливает и дополняет целостную композиционную картину
083 один из классических приемов фотографии в интересной трактовке. Силуэты, причем все эти женские силуэты разные-одинаковы. Позы девушек разнятся, по некоторым
элементам создается ощущение "разнонаправленности" поз, что обеспечивает дополнительную динамику. С другой стороны, девушки практически одинаковы по росту, что определяет определенное единство между всеми фигурами. Обращает на себя внимание и линии-ритмика всех прочих линий! Ни одной диагонали, ни одной даже слегка наклонной линии в кадре! Все эти перпендикуляры создают ритмичную, очень устойчивую компоновку... И особое внимание, конечно, на силуэт канделябра и свечей, мало того, что это силуэтное пятно в немалой степени является центром работы, оно задает
смысловую связку "тонкие длинные свечи - привлекательные девичьи силуэты".
Thomas Peter, Moscow.
Автор работы использовал нижнюю точку съемка, кадр характеризуется любопытной обратной тональной перспективой, также, мощная двойная ритмичность объектов (птицы-стена) задает напряжение и драматизм сцены, Сочетание нижней точки съемки и темных крупных фигур обеспечивают общую эмоциональную «подавленность» сцены, печальный драматизм происходящего перед зрителем.
Yiorgos Karahatis, Athens.
Перед нами пример «литературной фактуры». Многие искусствоведы и критики снисходительно относятся к кадрам, где текст берет на себя часть смысловой нагрузки, однако, этот пример настолько удачен, что мы решили его использовать в этой статье. Контраст текст-цвет, смысловая нагрузка как
связующий фактор работы обеспечивают интерес к данной работе, человеческая рука-кулак на «втором плане» дополняет кадр, обеспечивая дополнительный уровень смысла, а также создавая основной центр притяжения взгляда зрителя.
Beawiharta, Indonesia
Перед нами интересная, «техничная» работа репортера, съемка в динамике (смаз фонари части фигур), автор обеспечил в кадре динамичную геометрию главного объекта (треугольники, диагонали, неравновесные позы, где ноги и руки детей, направленные в разные стороны создают ощущение крайнего динамизма).
Wolfgang Rattay, Australia
Еще одна работа, имеющая дело с «динамикой», движением непосредственно в кадре. В кадре работают все элементы на разных уровнях, в первую очередь на различного рода контрастах. Первый план (пловец +вода, контраст со статикой береговой линии, снова динамика неба), контраст движения и стазиса зданий, белое
обрамление пловца, оппозиция единичного объекта первого плана с массой мелких объектов второго, все эти оппозиции в конечном итоге приводят к интересной работе.
Jo Yong-Hak, South Korea
В этом кадре мы сталкиваемся с последовательным перемежающимся ритмом, а точнее, - ритмами. Внимание зрителя обеспечивается и дополнительным ощущением парадокса -снег - голые тела, вся ритмическая конструкция направлена прямо на зрителя, что обеспечивает дополнительное «давление».
Adeel Halim, India
В этом кадре все фигуры отражают тональную перспективу, все тела - значимые опоры фотографии, наравне с деревянным столбом в центре кадра, «держат» кадр. Все они выделены светом, мы видим разнонаправленные внутренние силовые линии взглядов, динамический дисбаланс всех поз, которые при этом складываются светлыми пятнами в равновеликую композицию, благодаря расположению объектов в кадре.
Faisal Mahmood, Pakistan
В этой работе мы видим 2 уровня действия, на нижнем уровне все и вся сходится к смысловому центру работы, белые руки первого плана подчеркивают смысловую важность происходящего, мужчина в центре определяет динамику кадра, поза, складки одежды, направление взгляда «из кадра», динамика линий самого разного происхождения определяют главное движение и напряжение работы
Max Morse, United States
Этот кадр определяет темный ритм на фоне белого ритма, они постоянно оппонируют друг другу, темное пятно смыслового центра особенно сильно работает в обрамлении темных фигур-точек второго плана, подобный ритмический дуализм в немалой степени определяет напряжение
кадра, дополнительно, сама форма темного пятна первого плана задает движение взгляда, нарушая изначально статичные форм-ритмы объектов.