Life is photoФото Жизнь
Фотомагазин №1 в России!Убиваем цены на всё!
об авторе
HDR - High Dynamic Range

 Байбеков Руслан /фотограф/
http://www.lifeisphoto.ru/Lffenok
http://Lffenok.artphoto.pro


альбомов автора: 16
фотографий автора: 223 (RSS)
фотографий на карте: 9
комментариев автора: 1058 (RSS)
статей автора: 2
муз. композиций: 11

фото автора:



e-mail:   включите JavaScript
   
ICQ:   -
   
URL:   http://vkontakte.ru/...
   
телефон:   8(926)717-6332
   
страна:   Россия
   
город:   Москва
   
фотокамеры:   Canon EOS 400D
Canon EOS 5D Mark II
   
объективы:   Sigma AF70-300MM F/4-5.6 DL MACRO SUPER для CANON
Canon EF 18-55MM F/3.5-6.5 II
Canon EF 50MM F/1.8 II
Canon EF 24-105MM F4L IS USM
   
последний визит:   3 августа 2014 (00:52)
   
ещё:   "Most people stiffen with self-consciousness when they pose for a photograph. Lighting and fine camera equipment are useless if the photographer cannot make them drop the mask, at least for a moment, so he can capture on his film their real, undistorted personality and character. " Philippe Halsman
   
в избранных:   15
   


Материал взят: http://prophotos.ru/lessons/5465-hdr-izobrazheniya

1. Что такое HDR


Для кого-то первые снимки на цифровую камеру были сделаны семь лет назад, для кого-то — на прошлой неделе. Практически все мы задавали себе вопрос: почему часто на снимках голубое небо превращается в сплошной белый фон, а на тех фотографиях, где небо все же не было пересвечено, все предметы на переднем плане сливаются в темное пятно.

Чтобы понять, почему это происходит, проведем небольшой эксперимент. Поставим камеру в приоритет диафрагмы (AV) и наведем ее на небо в солнечную погоду. Предположим, что камера показала необходимую выдержку 1/2000 секунды. Теперь замерим необходимую выдержку по самой темной части мотива, например одежде человека перед вами. Получим 1/2 секунды. Эта разница в освещении приблизительно соответствует так называемому динамическому диапазону мотива. Ее принято вычислять в ступенях экспозиции, и в данном случае она равна 10 ступеням. Вспомним, что одна ступень соответствует изменению экспозиции в два раза. В нашем случае это изменение времени выдержки от 1/2000 до 1/2 секунды.

Глаза человека могут адаптироваться к изменению освещения до 24 ступеней экспозиции, поэтому мы способны различить детали и на светлом небе, и на темной одежде. Но матрица фотокамеры не может приспосабливаться к свету. У нее есть фиксированный динамический диапазон, то есть разница в освещении между самым ярким участком мотива, который она может зафиксировать, не превратив его в белое пересвеченное пятно, и самым темным участком, в котором зафиксированная информация не перекрывается шумом. Динамический диапазон матрицы большинства цифровых камер равен примерно 9 ступеням экспозиции, что гораздо меньше как способности глаз человека запечатлевать информацию, так и способности черно-белой пленки с ее динамическим диапазоном до 11 ступеней.

При этих ограничениях цифровой фотографии она дает нам возможность манипулировать снимками на компьютере. Поэтому вполне естественным было бы сделать несколько кадров с различной экспозицией, соединив их в один, что дало бы нам возможность заметно расширить динамический диапазон снимка. Один из таких способов заключается в работе со слоями в Photoshop и будет описан позднее. О втором способе — создании HDR — пойдет речь сейчас.


Под HDR или, если быть более точными, HDRI (High Dynamic Range Image), подразумевают изображение с динамическим диапазоном больше, чем в обычных снимках. С какого предела начинается HDR, является темой для многих дискуссий. В некоторых источниках границей называют 13,3 ступени экспозиции, в других — 9 ступеней, которые помещаются и в обычный 8-битный JPG-файл.


С технической точки зрения HDR можно определить как файл, в котором яркости пикселей сохранены не в целочисленном виде, а в формате с плавающей запятой. Для HDRI чаще всего используются 32-битные форматы Radiance (.hdr) или OpenEXR (.exr). Так как обычные мониторы не могут отобразить все значения яркости в 32-битном файле, HDRI необходимо привести в 8- или 16-битное изображение. Этот процесс называется тональным отображением (tone mapping).

Если говорить о том, чем HDR не является, стоит упомянуть, что из 8-битных фотографий нельзя сделать HDR, даже если обработать их в специальных программах, таких как Photomatix. Также изображение, полученное из одного RAW-файла с высветлением теней и затемнением светлых участков, будет просто фотографией, конвертированной из RAW, но никак не HDR.

2. Съемка для HDR

Для создания HDR-изображения нужно сделать несколько снимков с различной экспозицией, запечатлев детали как в темных, так и в светлых частях мотива. Изменять экспозицию, как известно, можно разными способами, но в случае HDR делать это следует изменением выдержки.

Самый верный способ съемки для HDR выглядит так:
Для начала установим на камере режим приоритета диафрагмы (AV) и выберем нужное диафрагменное число.
Поставим режим экспозамера по минимальному участку, который позволяет камера. Оптимальным будет точечный или частичный замер, но в крайнем случае для большинства мотивов подойдет и центрально взвешенный метод.
Измерим экспозицию на самом темном и на самом светлом участках. Для этого интересующий нас участок должен находиться в центре кадра. Запоминаем эти значения.
Установим камеру на штатив, перейдем в ручной режим (M), поставим то же диафрагменное число, при котором проводили измерения, и будем делать снимки, поднимая выдержку от наименьшего значения к наибольшему (или наоборот) с разницей в одну-две ступени при съемке в JPG-формате или две-три ступени при съемке в RAW.

Если место на вашей карте памяти важно, то можно ограничить количество снимков, проверяя гистограмму. На самой темной фотографии гистограмма должна немного не доходить до правой границы, а на самой светлой — до левой. Лучше даже, если на фотографии с максимальной выдержкой гистограмма начинается в середине шкалы. Тогда мы можем быть уверены, что в получившемся HDR не будет шумов в темных участках, если мы захотим их осветлить.

В тех случаях, когда штатива нет или его нельзя использовать, может помочь эксповилка (AEB) в сочетании с режимом непрерывной съемки. Установка эксповилки на +/– два шага обычно достаточна для создания качественных HDR. В данном случае лучше всего использовать матричный замер экспозиции. Если есть возможность, лучше прислониться к стене или колонне, чтобы уменьшить разницу в кадрах, обусловленную движением.

Чувствительность при съемке для HDR желательно поставить на минимальное значение, поскольку большинство HDR-программ не очень хорошо справляются с шумом. Если же высоких значений чувствительности по каким-либо причинам нельзя избежать, лучше пользоваться Photoshop, поскольку эта программа очень хорошо справляется с устранением шума в HDR.
3. HDR в действии

Рассмотрим, как создавать HDRI и делать тональное отображение на примере «Фотошопа» и «Фотоматикса» — программ, чаще всего используемых для этих целей.
3.1. Создание HDR и тональное отображение в Photoshop

Создавать HDR в «Фотошопе» можно из JPG-, TIF- или из RAW-файлов. Для этого нужно либо выбрать файлы через меню File—Automate—Merge to HDR, либо использовать опцию Add Open Files, если фотографии уже открыты. Если съемка велась с рук, то можно отметить опцию Attempt to Automatically Align Source Images. Только следует учесть, что выравнивание изображений занимает в «Фотошопе» очень много времени, до 45 минут для HDR из трех RAW-файлов. Если программа не может найти EXIF-данные, он попросит внести их вручную.



После вычислений появится окно предпросмотра HDRI. Так как обычные мониторы не предназначены для просмотра 32-битных изображений, будет видна только часть всего светового диапазона этого снимка. Справа отображена гистограмма получившегося HDRI. Передвигая ползунок, можно изменять гамму изображения и рассматривать части фотографии с различной освещенностью. Оставьте значение Bit Depth на 32 и нажмите ОК.

Теперь можно конвертировать HDR в обычное изображение. Для начала лучше конвертировать в 16 бит, чтобы уменьшить возможные потери при дальнейшей обработке. Для этого выбираем Image—Mode—16 Bits/Channel. Появится окно с четырьмя опциями вверху. Для большинства случаев интерес представляет только последняя опция Local Adaptation. Кроме кривой, которая работает подобно простым кривым Photoshop, в этом диалоговом окне есть два параметра: Radius и Threshold. В то время как кривая отвечает за изменение глобального контраста, эти два параметра определяют локальный контраст, контраст деталей.

Radius определяет, сколько пикселей считать «локальной» областью при изменении контраста. Слишком низкие значения делают изображение плоским, слишком высокие могут привести к появлению световых ореолов, особенно при высоких значениях второго параметра, Threshold.

Threshold определяет, насколько выраженным будет локальный контраст.




Теперь осталось поработать с кривой. Для того чтобы узнать, где на кривой лежит световое значение участка изображения, следует, как и в обычных кривых, провести курсором по этому участку изображения. В крайнем случае можно сделать несколько изображений с различными параметрами тонального отображения, потом соединить их с разными режимами перекрытия или скрыть части слоев масками. Перед тем как нажать OK, лучше сохранить установки на кривой, чтобы потом при необходимости изменить их или использовать для изображений, снятых в тех же условиях.



комментарии


1.
apl (8 мая 2009 в 15:36)
А это Ваша статья? Ну и, соответственно, фотографии, приведенные в ней, тоже Ваши?

2.
Байбеков Руслан (8 мая 2009 в 15:54)
К сожалению нет! (((

3.
Байбеков Руслан (8 мая 2009 в 15:55)
Так лучше? ;)

4.
apl (8 мая 2009 в 16:36)
Безусловно!... :))

5.
apl (8 мая 2009 в 16:40)
Только может стоит добавить вот это?
http://hdr-mania.ru/contents
Ну для начала... :)

6.
Байбеков Руслан (8 мая 2009 в 18:22)
Интересная ссылка! Ушел читать)))

7.
Протасов Алексей (9 мая 2009 в 10:39)
Интересная статья. Спасибо.

8.
Байбеков Руслан (10 мая 2009 в 00:15)
Спасибо!

9.
В.Шишкин (13 мая 2009 в 14:06)
Скажите пожалуйста, в какой версии фотошоп есть такая опция? У меня 8.0 или как говорят CS2 но я не нахожу. Или где найти такую прогу которая для HDR подходит?
Спасибо за статью, интересно!!!

10.
tch0rt (14 мая 2009 в 12:37)
начиная с cs3

11.
Евгений (Santiago) (16 мая 2009 в 10:38)
Photomatix Pro 3
Dynamic-Photo HDR - работает из одного кадра.

12.
hexer (29 июня 2009 в 16:05)
В CS2 эта функция "сидит" в меню "File->Automate->Merge for HDR" ("Файл->Автоматизировать->Объединить в HDR")

13.
Maiak (15 мая 2009 в 10:35)
Спасибо!!!

14.
DimanNe (30 мая 2009 в 01:33)
интереснее всего как делали 2ой снимок в этой статье... я даже не представляю как это можно было бы сделать...

15.
Байбеков Руслан (30 мая 2009 в 15:25)
На перекрестке, снять в RAW потом из него ХДР. Снять хотя бы 3 кадра для хдр и не получить смазанных объектов нереально...

16.
StaffInc (31 мая 2009 в 19:26)
если только вы имеете ввиду движущиеся объекты!

17.
cess (11 июня 2009 в 18:08)
Может быть, сначала сняли нижнюю часть с машинами и людьми, потом верх с поправкой на освещенность неба, потом склеили.

18.
StaffInc (31 мая 2009 в 19:28)
Кстати...чем больше кадров,тем плавнее переходы на фото! Только без фанатизма:)))

19.
Е.Колодяжный (1 июня 2009 в 21:02)
Нестыковка тут какая-то:
" ... стоит упомянуть, что из 8-битных фотографий нельзя сделать HDR.."
и тутже предлагается- 
".. с разницей в одну-две ступени при съемке в JPG-формате .." и "Создавать HDR в «Фотошопе» можно из JPG-, TIF- ...."
Разве Джпег у нас бывает больше 8 бит? :)) Прекрасно из него делается ХДР, не вводите людей в заблуждение.
И еще " Также изображение, полученное из одного RAW-файла с высветлением теней и затемнением светлых участков, будет просто фотографией, конвертированной из RAW, но никак не HDR." - Это кто такое определение обозначил??  ... да джпег обычный подогнать кривыми, и это уже - Х-Д-Р!
.. другое дело его качество

20.
StaffInc (18 июня 2009 в 11:25)
правильное замечание,полностью согласен! просто надо разграничивать понятие хдра и псевдо-хрени!


новый комментарий

имя:
e-mail:
код:
 

комментарий:
добавить смайлик
не более 5000 символов

 
стиль сайта
статистика, реклама
партнёры
экспорт, помощь сайту
лёгкая версия 
мобильная версия 
Пользовательское соглашение
F.A.Q (вопросы)
включите JavaScript