|
|
 |

На фото я, снято Наташкой.
Итак, некоторое время назад я натолкнулся на монокль... Я увлёкся и после первых проб написал эту статью, вот новые пробы и новая статья...

Снято моим первым моноклем, сделанным из Гелиоса-44. получился монокль около 90 мм со светосилой около F 4 и без диафрагмы.
После вот таких снимков стало ясно что диафрагма нужна не только из-за большей резкости краёв и ГРИП, но и для более аккуратных ореолов.
Также я не был доволен, что в моём распоряжение только 90 мм. Итак собрав всё старьё что накопилось, я начал ломать объектив за объективом в поисках нужного, целью было создать линейку моноклей: 90мм, 50мм и 35мм (самый широкоугольный монокль, который возможен на узкую плёнку так как рабочий отрезок не позволяет).
Ничего нового я не придумал, первым делом сделал монокль с фокусным расстоянием около 60 мм:

Взял корпус от того же тот что у меня был Гелиос-44 и подобрал для него линзу от одного японского полтинника, для друзей я использовал такие уже корпуса, линзу брал от Гелиоса-81 (внешнюю линзу) этот монокль работает без макроколец, с помощью гаек и прокладок можно подобрать оптимально положение линзы в корпусе (все мои монокли чуть-чуть убегают за бесконечность, но ближняя точка фокусировки вполне меня устраивает). Диафрагма изготовлена из стеклотекстолита и покрашена чёрной матовой краской из баллончика, купленной на авторынке. Для диафрагмы можно использовать любой удобный вам материал, главное чтобы отверстие было ровно в центре.
Позже в инете нашёл рецепт другого монокля, который оказался широкоугольным.

Для него надо корпус от Индустар-50-2 и линза от Индустар-61. Из корпуса вынимаем всё и на место задней линзы приклеиваем (иначе никак) перевёрнутую внешнюю линзу от Индустара-61. Линза будет выпирать из корпуса и такое чувство что зеркало его будет задевать, но я сделал 2 таких и проблем нет... Для этого монокля не пришлось делать диафрагму, потому что "родная" оказалась перед линзой и на хорошем расстояние, но не советую ей баловаться, так как закрывая её получаешь эффект похожий на плохой зумвзрыв, а не моноклийный снимок.
Однажды на молотке обнаружил Юпитер-9 без диафрагмы, это очень хороший портретник и стоил он 500р, я подумал что из него получится хороший портретный монокль, так и поступил...

После создания первых диафрагм мне всё хотелось создать не дискретную диафрагму. Однажды ждал человека в Измайлово и зашёл на блошиный рынок. Там я нашёл очень старый объектив от непонятного прибора, в котором была диафрагма, которая достаточно далеко отстояла от блока линз. Купил я этот потрепанный прибор от непонятного аппарата, срезал диафрагму, обточил корпус и запихал в оправу от фильтра... Диафрагма получилась, но необходимости в использовать не дискретную я не чувствую. Проще использовать дискретную, она меньше размером и легче, а так же она круглая и даёт круглые ореолы и боке, а лепестковая рисует углы создавая многоугольные ореолы и боке (не мой случай у моей очень много лепестков и она фактически круглая).
На достигнутом решил не останавливаться и сделал монокли для среднего формата.

Этот сделан из объектива Вега-12 (я делал из обоих модификаций для Салюта и для Пентакона) получился хороший штатник около 90мм. Георгий Колосов в своей статье рекомендует использовать ЖЗ фильтр для более резких краёв. Моя тёща оптик и я её спроси: "как так?" она ответила что ЖЗ свет преобладает днём при солнечном свете и отсекая остальной спектр избавляемся от аберраций, которые и создают "не резкие" края, ещё она сказала что любой фильтр "повышает резкость" так что в зависимости от задач можно использовать любой из фильтров но с меньшим "повышением резкости", чем если использовать ЖЗ в солнечный день, Ж на осеннем пленере и т. п.
Ну куда же без ширика?


В мои руки попалась Волна-3 с неработающей диафрагмой и поцарапанной линзой. Вытащив все линзы начал выбирать пригодные и нашёл что одна из линз годится под ширек, шире которого невозможно сделать на средний формат (около 65 мм)
Несколько позже один знакомый обратил моё внимание диафрагмы моноклей Imagon я решил проверить на деле.

Также я тут показа и оттенитель (который я подглядел у Георгия Колосова в этой статье), который выравнивает разницу в контрасте неба и земли. Такая (друшлакоподобная) диафрагма даёт большую ГРИП с меньшим увеличением выдержки, но при этом появляются эллипсы света от источников света.

Это пробный снимок, на котором видно те самые эллипсы света большую ГРИП, к сожалению не видно боке, зато видно как оттенител выровнял потолок в который светят лампы, с полом, который освещается отражённым с потолка светом (простите за изворот речи).
Так же на снимке видно дефекты дорого плёнки!!! Но это уже другая история...

Однако я попытался снять и макро используя монокль с "друшакоподобной" диафрагмой, именно благодаря ей я получил отсветы вокруг светлых элементов, при чём в точности повторяющие форму листиков. Ну ещё получились красивые боке.

Старался написать как можно доступнее, так что извините ежели где-то коряво...
Фотографии снятые моноклем 35 мм:




60 мм:


90 мм средний формат:


Автор фотографии takoedelo
65 мм средний формат:


...
P. S. дело за малым осталось научиться снимать как Георгий Колосов, к сожалению не очень много его фотографий можно найти в интернете, вот ссылка на серию Чудотворец, ещё хотелось показать пару его снимков:



|