Я условно делю идеи для фотографии на спонтанные, возникающие «по ходу» и запланированные. Желательно в кармашке иметь и то и другое. Нередко запланированная сцена изменяется по ходу съёмки. Про спонтанные идеи писать не буду, тут работает видение автора и его надо воспитывать или развивать. Про формирование идеи заранее рекомендаций я практически не видел. Расскажу про свои способы.
1. «Глядя на других». Практически ежедневно смотрю работы других авторов. Не всегда пишу свои замечания, но они часто рождаются. При рассматривании снимка возникают идеи замены определённых деталей, фона, точки съёмки и т.д. В итоге, в моих глазах картина кардинально меняется. От первоначального варианта практически ничего не остаётся, а в процессе съёмки то, что осталось тоже меняется до неузнаваемости. Не призываю нагло тырить идеи, а вот как отправная точка для формирования своей идеи сюжет стороннего автора может послужить. Главное грань чувствовать между творческим процессом и плагиатом.
2. «Борьба и единство противоположностей». Один из самых замечательных способов создания сюжета снимка – это объединение элементов диаметрально противоположных по каким-либо своим признакам. Этот приём может применяться в любом жанре и довольно эффективно. Примеров множество (маленькая детская ручонка в большой взрослой и т.д.). Так же можно объединять противоположности и по геометрической форме (квадраты с кружками и т.д.). Цвета так же могут служить основой для «баловства». Вообщем, для фантазии много места. В качестве примера ещё вспомнил уникальный портрет Билла Голдберга (кто не в курсе, это огромный лысый накаченный дядька устрашающего вида) с маленьким пушистым котёнком на плече.
3. «Союз похожих». То же что и в пункте 2, только наоборот. Часто способ применяется в натюрах. Примеров множество. Граммофон, старый башмак, потрёпанная книжонка, всё это на старой пыльной мешковине, классика. Бесплатно дарю композиционную идею: в белой или прозрачной кружке молоко, несколько кубиков сахара, молоко в графине (можно и кучку муки насыпать, всё что угодно, только белое). Фон, соответственно, тоже белый. Можно эту картину оживить каким-нибудь нестандартным способом. Не знаю… ярко-красную клубничку воткнуть в угол композиции.
4. «Удивительное рядом». Это моё любимое. Возьмите обыкновенную вещь и изобразите её в необычном свете. Необычность может заключаться в ракурсе, местонахождении и т.д. Если есть макронасадка, то тут вообще проблем нет. Я с её помощью переснял все вещи в квартире (торчки массажной расчёски, элементы полотенцесушителя, капли на DVD болванке, «молнию» на куртке, липучки на ней же. Не выходя из дома можно найти сотни предметов для съёмки. Весь кайф потом заключается в том, что зритель смотрит на фото и задаёт вопрос «А что это?», а после получения ответа его брови вверх ползут. Типа не знал он, что так выглядят вещи в макромире. Главное не пытаться представить как та иль иная вещь будет выглядеть в результате, надо просто взять камеру и через неё посмотреть. Про свет не забываем, он внешний облик вещей сильно меняет.
5. «Мир глазами пылесоса». А почему и нет. Я неоднократно пихал свою камеру (да простит меня мой Канон) в самые неожиданные уголки своего и чужого жилища. Точкой расположения фотоаппарата может служить стиральная машина (воду желательно слить), которая «видит» как Вы кладёте в неё бельё, или холодильник «видит» как Вы из него банку горошка достаёте, кран может «видеть» как Вы моете руки и т.д. С унитазом я бы не стал экспериментировать )))
6. «Рокировочка». Технически не простой способ, но даёт большие возможности. Нелепо, интересно и смешно выглядят вещи «не на своём месте». В качестве примеров могу привести свои нереализованные идеи поменять местами человека и его тень (в Петербурге идея родилась после просмотра великолепного спектакля «Тень»). И всё никак не доберусь до сюжета, где раки пьют пиво, а на тарелке у них лежат красные человеки. Жестоко, конечно, но что не сделаешь ради того, чтобы наваять очередной шедевр.
Статья по мере вспоминания мною каких-либо полезностей будет дополняться.