|
|
 |
|
|
|
или впечатление
от фотовыставки А.О. Карелина
«Портрет в интерьере»
Красная площадь, Государственный Исторический музей, центральный
вход. Два молодых артиста в ярко красных костюмах стрельцов времен
Ивана Грозного развлекают публику, фотографируясь в лубочных позах для
желающих «повеселиться». Не смотря на пасмурный будничный день, в кассу
большая очередь за билетами, туристы со всего мира. В основном все на
«Терракотовую армию» Великого Императора Китая… Пройдя залитый
искусственным светом вестибюль, подымаюсь по широкой лестнице в
просторные залы истории родной страны. По изогнутой спирали времени и
пространства мелькают перед глазами предметы культуры и быта, от эпохи
неандертальцев до последней династии Романовых. Все уже хорошо знакомо
и видено сотни раз в кино, в театре, в живописи…
Наконец последний третий этаж. Волнующее предчувствие чего-то
истинно невиданного и откровенного. Вхожу в небольшой зальчик, где
висят по периметру фотографии цвета сепии в рамках. Большие и
маленькие, они сразу притягивают к себе внимание своей искренней
красотой. Но красотой не парадно дворцовой и официально праздничной, а
какой-то своей завораживающе оригинальной и необыкновенно простой.
Перед глазами разыгрывается целый мир, целая эпоха нашей культуры и
искусства – дореволюционная Россия в интерьере внутреннего космоса
мастерской и дома одного художника, известного на весь мир фотомастера
конца 19-го века Андрея Осиповича Карелина. Такую Россию я еще не
видел. Сюжеты фотографий не придуманы навязчиво автором, а правильней
сказать «подсмотрены» в окружающей его действительности, но подсмотрены
не в своем безусловном натурализме, а драматически идеализированы и
художественно обыграны. Какая удивительная красота повседневности! В
каждом кадре чувствуется «не изреченное» присутствие чего-то
безмерного, вечного и прекрасного, как тот свет из окна, который в
полумраке комнаты высвечивает лица скромных девушек. Простые семейные
сцены запечатлены как образы какого-то высшего совершенного мира,
которого мы не видим сегодня в натуре, но который реально ощущаем как
должный таким и быть. Без развратных пошлостей, без агрессивных сцен
насилия, без вычурного кича и прочего, что заполнило сейчас кругом
современный мир…
В этом смысле живая и одухотворенная выставка А.О. Карелина ярким
контрастом смотрится на фоне однообразной и бесчисленной каменной
экспозиции Древнего Китая, которая как «тать собирается весь мир
завоевать». Проросшие сквозь землю «зубы Дракона» из мифа о «Золотом
Руне». А тут какой-то фотограф одиночка, что он может против целой
армии? Однако мы помним, как и с помощью кого Ясон-Карелин победил
бездушное войско… Да, как в жизни много символичного и знаменательного.
Руководство музея даже об этом и не догадывается. А все рядом: Черное и
Белое. Добро и Зло, Свет и Тьма, в одном здание… Жаль только, что у
большинства людей часто не хватает ни сил, ни времени разобраться, где
что и подняться на последний этаж, минуя многие «соблазнительные» залы.
Хотя я уверен и в том, что пришел иной зритель посмотреть
«Терракотовую» бездну, а увидел «Портрет» в поднебесье, и поразился
внутренней красотой «карелинских Медей», которые лишь одни знают Тайну!
С этой стороны фотографии Андрея Осиповича даже можно сравнить с
иконописью, по той внешней бесстрастности и безэмоциональности
выражения лиц представленных моделей (в основном многочисленного
семейства самого автора). Но с другой стороны – это и кинематограф,
первый отечественный кинематограф, по своей документальной проработке
деталей и внутрикадровому конфликту постановочных сцен (воспринимаемых,
однако как совершенно репортажные, за счет профессиональной режиссуры и
игре самих моделей-актеров). Совершенно реально представляешь, что
вот-вот было до изображенной сценой, и что последует за ней в следующий
момент. Задолго до Ханжонкова и Протазанова Карелиным были разработаны
и применены в искусстве фотографии основные принципы
кинематографических коллизий! И третья важнейшая составляющая работ
мастера – это живописная сочиненность мотивов композиций, продуманных в
мельчайших деталях постановки света и в выборе антуража. Перед началом
осмотра выставки следовало бы выдавать увеличительные стекла-лупы всем
зрителям, чтобы разглядеть все тончайшие нюансы работы мастера,
которые, увы, теряются на небольшом размере фотоотпечатков.
Но и эти все три составляющие искусства А.О. Карелина были бы не
так актуальны для нас на сегодняшний день, без духовно-нравственной
стороны его на первый взгляд «бытовых» фотографий. Какие именно сцены
из реальной жизни выбирал для съемки автор!? Здесь и темы целомудрия, и
милосердия, и познания и многое другое не выразимое словами. Тихая
Радость и Любовь к простым вещам: игре в жмурки на балконе, пению
уличных музыкантов, чтению ученой книги, застольному чаепитию с
самоваром или даже стакану деревенской бражки… Семейная идиллия
Карелиных смотрится не как нечто выпеченное эгоцентрическое, а как
типичное надмирное бытие человека с большой буквы. Как такового образа
и подобия Божьего. Грешного падшего Человека, но преображенного
всемогущей кистью Мастера в совершенного Ангела, за свое смирение и
кротость перед промыслом Всевышнего. НЕ случайно начало экспозиции
предваряет изображение Храма (православного храма в честь Рождества
Богородицы в Нижнем Новгороде, где работал и жил фотомастер), который
как вселенский Собор «всея твари» «освящает» весь этот «быт» и «не быт»
изображенного фотомира, где хочется остаться и жить всегда, как в чем
то забыто родном и до боли в сердце своем, но потерянном в виду
каких-то внешних обстоятельств жизни. Действительная СВЕТОпись
Карелина, по суте своей, а не только по форме, подразумевая под «Светом
Истины» самого Бога!
Символично и расположение выставки на самом верху музея, дальше
выше уже только Небо, «Царствие Божие». В один час по трем этажам
посетитель проходит всю эволюцию человека от обезьяны до ангела, от
предметов материального быта до образов совершенного мира, преодолевая
свою тяжесть на подъем и леность к самопознанию… Остается правда только
умилиться, от представленных здесь же в зале Карелина безыскусных
подобий съемочных площадок великого фотомастера, их сконструировал явно
не Карелин! И той возможности сфотографироваться как бы в «карелинском»
интерьере, современными средствами хотя и за пять минут, но уже без той
гигантской предварительной работы и продуманности каждой детали,
которыми славилась мастерская А.О. Карелина при его жизни. Ведь
искусство фотографа заключается не в количественном нагромождение
материальных предметов в кадре, а в их качественном подборе исходя из
композиционного замысла того или иного реального сюжета, пережитого в
личном опыте фотографа и интерпретированного им с помощью средств
выразительности фотосъемки. ТО есть «карелинский интерьер» мог создать
только сам Андрей Осипович и больше НИ кто, ни даже его близкие
родственники и единомышленники. Это устроители выставки в современной
суете наверно упустили из виду к радости обывательски настроенных
посетителей экспозиции, любующихся собой в «зеркале мастера» на одной
из инстоляций…
И еще, в ходе просмотра выставки становится явно видно то, что и у
самого художника период увлечения красивым антуражем к концу жизни
постепенно проходит (не случайно ведь он распродает свою коллекцию
старинных вещей), также как проходит занятие Карелиным и
непосредственно живописью, как отживающем свой век искусством, сильно
уступающему фотоаппарату в области запечатления Правды Образа. И на
первое место выдвигается лицо человека без излишнего материального
реквизита и надуманной сочиненности. Наиболее совершенными работами
мастера на мой взгляд профессионального фотографа являются «Девочка на
стуле» (так и хочется сказать «Девушка с волосами цвета льна»…),
«Мальчик с циркулем», автопортрет с блокнотом в руках и другие поздние
портреты жены и детей без интерьера. В этих работах фотографу удалось в
наибольшей степени запечатлеть тот высший смысл и предназначение
человека, как то «быть самим собой» или «познать самого себя», и через
конкретные родные лица любимых людей отразить тот действительно
бесконечный и бессмертный внутренний мир, который заложен в каждом
человеке изначально и который мы должны беречь и развивать в своем
движение к Идеалу! КАК Царство Небесное, которое «внутрь нас есть…»,
как тот Свет, который во тьме светит!
Дмитрий Ломанов
Москва, 2006 г.
Официальный сайт А.О. Карелина -
http://www.karelin.nino.ru/
|
|