Life is photoФото Жизнь
Фотомагазин №1 в России!Убиваем цены на всё!
об авторе
СВЕТ ВО ТЬМЕ

 Дмитрий Ломанов /фотограф/
http://www.lifeisphoto.ru/vosckresenie
http://vosckresenie.artphoto.pro


альбомов автора: 9
фотографий автора: 271 (RSS)
комментариев автора: 672 (RSS)
статей автора: 2
муз. композиций: 37

фото автора:



e-mail:   включите JavaScript
   
ICQ:   -
   
URL:   www.lomart.ru
   
телефон:   8 (978) 848-19-03
   
страна:   Россия
   
город:   Феодосия
   
фотокамеры:   Nikon D3
Nikon D90
Canon PowerShot S5 IS
Canon EOS 40D
Mamiya RZ 67 Pro II
   
объективы:   Nikon 24-70MM F/2.8G ED AF-S Nikkor
Canon EF 24-105MM F4L IS USM
Nikon AF80-200MM F/2.8D ED
Nikon AF VR80-400MM F/4.5-5.6D ED
Nikon AF-S 18-135MM F/3.5-5.6 G IF-ED DX
Canon EF 100-400MM F/4.5-5.6L IS USM
Mamiya Z 50MM F/4.5 ULD L
Mamiya Z 110MM F/2.8 W
   
последний визит:   13 марта 2019 (15:32)
   
ещё:   Мультимедиа студия Воскресение -
фотография, видеосъемка, дизайн...

(*_*))))))
авторский коллектив:
Дмитрий Ломанов
Светлана Гамова






   
в избранных:   15
   


или впечатление
от фотовыставки А.О. Карелина
«Портрет в интерьере»



Красная площадь, Государственный Исторический музей, центральный вход. Два молодых артиста в ярко красных костюмах стрельцов времен Ивана Грозного развлекают публику, фотографируясь в лубочных позах для желающих «повеселиться». Не смотря на пасмурный будничный день, в кассу большая очередь за билетами, туристы со всего мира. В основном все на «Терракотовую армию» Великого Императора Китая… Пройдя залитый искусственным светом вестибюль, подымаюсь по широкой лестнице в просторные залы истории родной страны. По изогнутой спирали времени и пространства мелькают перед глазами предметы культуры и быта, от эпохи неандертальцев до последней династии Романовых. Все уже хорошо знакомо и видено сотни раз в кино, в театре, в живописи…


Наконец последний третий этаж. Волнующее предчувствие чего-то истинно невиданного и откровенного. Вхожу в небольшой зальчик, где висят по периметру фотографии цвета сепии в рамках. Большие и маленькие, они сразу притягивают к себе внимание своей искренней красотой. Но красотой не парадно дворцовой и официально праздничной, а какой-то своей завораживающе оригинальной и необыкновенно простой. Перед глазами разыгрывается целый мир, целая эпоха нашей культуры и искусства – дореволюционная Россия в интерьере внутреннего космоса мастерской и дома одного художника, известного на весь мир фотомастера конца 19-го века Андрея Осиповича Карелина. Такую Россию я еще не видел. Сюжеты фотографий не придуманы навязчиво автором, а правильней сказать «подсмотрены» в окружающей его действительности, но подсмотрены не в своем безусловном натурализме, а драматически идеализированы и художественно обыграны. Какая удивительная красота повседневности! В каждом кадре чувствуется «не изреченное» присутствие чего-то безмерного, вечного и прекрасного, как тот свет из окна, который в полумраке комнаты высвечивает лица скромных девушек. Простые семейные сцены запечатлены как образы какого-то высшего совершенного мира, которого мы не видим сегодня в натуре, но который реально ощущаем как должный таким и быть. Без развратных пошлостей, без агрессивных сцен насилия, без вычурного кича и прочего, что заполнило сейчас кругом современный мир…


В этом смысле живая и одухотворенная выставка А.О. Карелина ярким контрастом смотрится на фоне однообразной и бесчисленной каменной экспозиции Древнего Китая, которая как «тать собирается весь мир завоевать». Проросшие сквозь землю «зубы Дракона» из мифа о «Золотом Руне». А тут какой-то фотограф одиночка, что он может против целой армии? Однако мы помним, как и с помощью кого Ясон-Карелин победил бездушное войско… Да, как в жизни много символичного и знаменательного. Руководство музея даже об этом и не догадывается. А все рядом: Черное и Белое. Добро и Зло, Свет и Тьма, в одном здание… Жаль только, что у большинства людей часто не хватает ни сил, ни времени разобраться, где что и подняться на последний этаж, минуя многие «соблазнительные» залы. Хотя я уверен и в том, что пришел иной зритель посмотреть «Терракотовую» бездну, а увидел «Портрет» в поднебесье, и поразился внутренней красотой «карелинских Медей», которые лишь одни знают Тайну!


С этой стороны фотографии Андрея Осиповича даже можно сравнить с иконописью, по той внешней бесстрастности и безэмоциональности выражения лиц представленных моделей (в основном многочисленного семейства самого автора). Но с другой стороны – это и кинематограф, первый отечественный кинематограф, по своей документальной проработке деталей и внутрикадровому конфликту постановочных сцен (воспринимаемых, однако как совершенно репортажные, за счет профессиональной режиссуры и игре самих моделей-актеров). Совершенно реально представляешь, что вот-вот было до изображенной сценой, и что последует за ней в следующий момент. Задолго до Ханжонкова и Протазанова Карелиным были разработаны и применены в искусстве фотографии основные принципы кинематографических коллизий! И третья важнейшая составляющая работ мастера – это живописная сочиненность мотивов композиций, продуманных в мельчайших деталях постановки света и в выборе антуража. Перед началом осмотра выставки следовало бы выдавать увеличительные стекла-лупы всем зрителям, чтобы разглядеть все тончайшие нюансы работы мастера, которые, увы, теряются на небольшом размере фотоотпечатков.


Но и эти все три составляющие искусства А.О. Карелина были бы не так актуальны для нас на сегодняшний день, без духовно-нравственной стороны его на первый взгляд «бытовых» фотографий. Какие именно сцены из реальной жизни выбирал для съемки автор!? Здесь и темы целомудрия, и милосердия, и познания и многое другое не выразимое словами. Тихая Радость и Любовь к простым вещам: игре в жмурки на балконе, пению уличных музыкантов, чтению ученой книги, застольному чаепитию с самоваром или даже стакану деревенской бражки… Семейная идиллия Карелиных смотрится не как нечто выпеченное эгоцентрическое, а как типичное надмирное бытие человека с большой буквы. Как такового образа и подобия Божьего. Грешного падшего Человека, но преображенного всемогущей кистью Мастера в совершенного Ангела, за свое смирение и кротость перед промыслом Всевышнего. НЕ случайно начало экспозиции предваряет изображение Храма (православного храма в честь Рождества Богородицы в Нижнем Новгороде, где работал и жил фотомастер), который как вселенский Собор «всея твари» «освящает» весь этот «быт» и «не быт» изображенного фотомира, где хочется остаться и жить всегда, как в чем то забыто родном и до боли в сердце своем, но потерянном в виду каких-то внешних обстоятельств жизни. Действительная СВЕТОпись Карелина, по суте своей, а не только по форме, подразумевая под «Светом Истины» самого Бога!


Символично и расположение выставки на самом верху музея, дальше выше уже только Небо, «Царствие Божие». В один час по трем этажам посетитель проходит всю эволюцию человека от обезьяны до ангела, от предметов материального быта до образов совершенного мира, преодолевая свою тяжесть на подъем и леность к самопознанию… Остается правда только умилиться, от представленных здесь же в зале Карелина безыскусных подобий съемочных площадок великого фотомастера, их сконструировал явно не Карелин! И той возможности сфотографироваться как бы в «карелинском» интерьере, современными средствами хотя и за пять минут, но уже без той гигантской предварительной работы и продуманности каждой детали, которыми славилась мастерская А.О. Карелина при его жизни. Ведь искусство фотографа заключается не в количественном нагромождение материальных предметов в кадре, а в их качественном подборе исходя из композиционного замысла того или иного реального сюжета, пережитого в личном опыте фотографа и интерпретированного им с помощью средств выразительности фотосъемки. ТО есть «карелинский интерьер» мог создать только сам Андрей Осипович и больше НИ кто, ни даже его близкие родственники и единомышленники. Это устроители выставки в современной суете наверно упустили из виду к радости обывательски настроенных посетителей экспозиции, любующихся собой в «зеркале мастера» на одной из инстоляций…


И еще, в ходе просмотра выставки становится явно видно то, что и у самого художника период увлечения красивым антуражем к концу жизни постепенно проходит (не случайно ведь он распродает свою коллекцию старинных вещей), также как проходит занятие Карелиным и непосредственно живописью, как отживающем свой век искусством, сильно уступающему фотоаппарату в области запечатления Правды Образа. И на первое место выдвигается лицо человека без излишнего материального реквизита и надуманной сочиненности. Наиболее совершенными работами мастера на мой взгляд профессионального фотографа являются «Девочка на стуле» (так и хочется сказать «Девушка с волосами цвета льна»…), «Мальчик с циркулем», автопортрет с блокнотом в руках и другие поздние портреты жены и детей без интерьера. В этих работах фотографу удалось в наибольшей степени запечатлеть тот высший смысл и предназначение человека, как то «быть самим собой» или «познать самого себя», и через конкретные родные лица любимых людей отразить тот действительно бесконечный и бессмертный внутренний мир, который заложен в каждом человеке изначально и который мы должны беречь и развивать в своем движение к Идеалу! КАК Царство Небесное, которое «внутрь нас есть…», как тот Свет, который во тьме светит!

Дмитрий Ломанов

Москва, 2006 г.

Официальный сайт А.О. Карелина -

http://www.karelin.nino.ru/

комментарии


К этой статье пока нет ни одного комментария.



новый комментарий

имя:
e-mail:
код:
 

комментарий:
добавить смайлик
не более 5000 символов

 
стиль сайта
статистика, реклама
партнёры
экспорт, помощь сайту
лёгкая версия 
мобильная версия 
Пользовательское соглашение
F.A.Q (вопросы)
включите JavaScript