Life is photoФото Жизнь
Фотомагазин №1 в России!Убиваем цены на всё!
об авторе
Точка съемки и ракурс.

 Владимир Новиков /фотограф/
http://www.lifeisphoto.ru/Vladimir_Novikov

альбомов автора: 10
фотографий автора: 283 (RSS)
фотографий на карте: 1
комментариев автора: 31 (RSS)
статей автора: 2

фото автора:



e-mail:   включите JavaScript
   
ICQ:   -
   
URL:   -
   
телефон:   8-917-610-59-46
   
страна:   Россия
   
город:   Ульяновск
   
фотокамеры:   Nikon D90
   
объективы:   Nikon 18-55mm f/3.5-5.6GII AF-S DX NIKKOR
Зенит Зенитар-M 2,8/16 (Рыбий глаз)
Tamron AF 28-75 mm f/2.8 XR DI LD Macro
Nikon 55-300 f/4.5-5.6G ED DX VR AF-S
   
последний визит:   27 марта 2025 (06:19)
   
ещё:   -
   
в избранных:   6
   


Точка съемки и ракурс.

Довольно часто фотографы, как любители, так и профессионалы в общении между собой и на фотосайтах применяют выражения: «Точка съемки» и «Ракурс». При этом выражение «ракурс» часто путают с выражением «точка съемки». Так что же такое «точка съемки» и что такое «ракурс».

Точка съемки, место расположения объектива фотоаппарата относительно объекта съемки, определяющее выбор соответствующей оптики. Выбор точки съемки – один из творческих приемов композиционного решения кадра, позволяющий обеспечить четкое композиционное построение. Положение точки съемки в реальном пространстве предметов характеризуется направлением съемки, расстоянием до снимаемого объекта и высотой. Точка съемки с фронтальным (центральным) направлением съемки позволяет получить фронтальную композицию кадра; с боковым направлением - диагональные композиции, выявляющие объемные формы и пространственное положение объекта и подчеркивающие движение на фотоснимке. Расстояние от точки съемки до снимаемого объекта определяет крупность плана (масштаб изображения). Путем изменения этого расстояния получают общий план (изображение общего вида объекта), средний, крупный и сверхкрупный планы. При этом изменяется и перспектива изображения. Высота точки съемки определяет линию горизонта и соотношения вертикальных размеров предметов. При верхней точки съемки предметы переднего плана оказываются на фоне земной поверхности, а их вертикальные размеры кажутся уменьшенными. При нижней подчеркивается значимость объектов переднего плана, они могут оказаться в кадре на одном уровне с объектами дальнего плана, что приводит к кажущемуся увеличению их вертикальных размеров. Эти изменения перспективных соотношений в кадрах практически отсутствуют при съемке с достаточно удаленных точек съемки (верхних и нижних).

Точки съемки верхние или нижние и одновременно близкие к объекту съемки дают особый перспективный рисунок кадра, необычную перспективу – ракурс.

Ракурс (от французского raccourcir – сокращать, укорачивать), положение изображаемого предмета, с резким укорочением удаленных от переднего плана частей; прием съемки с достаточно близких к объекту верхних и нижних точек (верхний и нижний ракурсы).

Такая съемка дает характерный рисунок изображения, отличающийся резкими перспективными сходами вертикальных линий, заметным их укорочением и сокращением масштаба изображения верхних частей объекта по отношению к нижним (при нижнем ракурсе) или нижних по отношению к верхним (при верхнем ракурсе).

Изменение характера перспективного рисунка изображения при съемке под углом происходит потому, что здесь начинает сказываться разница расстояний от объектива съемочного аппарата до верхней и нижней частей снимаемого объекта, как это видно на рисунке. Если съемка ведется со значительного удаления, то расстояния от объектива до нижней части объекта ОА и до нижней его части ОВ мало отличаются друг от друга. Разницу здесь составляет отрезок l. С приближением точки съемки к объекту образуется больший угол наклона оптической оси объектива, а разница до верхней и нижней частей объекта (отрезка О1С и О1А) возрастает до величины l1.

 

Таким образом, при съемке под углом различные участки объекта снимаются как бы с разных расстояний, вследствие чего и масштабы их изображений на снимке будут неодинаковыми. Ближние к объективу детали изобразятся крупно, удаленные – значительно мельче, а линии, связывающие элементы рисунка в единое целое, в жизни представляющие собой строгие вертикали, теряют свое устойчивое положение, устремляясь к общей точке схода. В результате знакомые пропорции объектов съемки – здания, фигуры людей и пр. – в ракурсном изображении изменяются.

Так, при съемке под углом возникает характерный, порой непривычный для глаза, перспективный рисунок изображения. На нем ясно видны сокращающиеся масштабы разноудаленных деталей и частей объекта и резкие сходы вертикальных линий снизу вверх (при нижней точке съемки) или сверху вниз (при съемке сверху).

Перспектива ракурса непривычна и является следствием особого взгляда на предмет. Мы рассматриваем выбранный для съемки объект с расстояния меньшего, чем допускает нормальное человеческое зрение. И это открывает перед фотографом особые возможности изобразительной трактовки материала. Умело использованный ракурс не «искажает» объект, а поясняет его, выявляя характерные особенности, скрытые от глаза человека ненаблюдательного и в полной мере открывающиеся художнику. Так, ракурсом можно подчеркнуть высоту здания, грандиозность современного сооружения, не только передать, но и усилить впечатление, производимое ими на зрителя.

Таким образом, не всякая точка съемки может быть ракурсом, а вот ракурс определяется точкой съемки.


комментарии


1.
LLB (5 февраля 2010 в 12:27)
спасибо

2.
Александр Хаустов (11 февраля 2010 в 10:01)
Спасибо! С точкой съемки и ракурсом разобрались. Хотелось бы продолжить разговор об элементарных правилах кадрирования с точки зрения расположения снимаемого объекта на общем фоне.

3.
Дмитрий Карасев (17 февраля 2010 в 17:14)
Кадрирование по принципу "золотого сечения" обычно осуществляется, ну или вблизи этих точек основной предмет распологается. Однако бывает, что при размещении обьектов в этих точках кадр не "играет", тогда происходит отступление от правила.

4.
kuchum13 (20 февраля 2010 в 19:53)
спасибо! Прочитал с интересом!

5.
Грибкова Елена (27 февраля 2010 в 15:22)
отличная статья

6.
Ольга Торбан (3 апреля 2010 в 02:11)
Большое спасибо! Очень полезно!

7.
i_Sam_i (5 апреля 2010 в 14:24)
Спасибо,интересно

8.
Галина Хвощевская (9 апреля 2010 в 20:44)
Познавательно. Спасибо.

9.
rrasch (20 апреля 2010 в 17:02)
Спасибо.. Всё расставилось по местам..

10.
nataly (11 декабря 2010 в 14:20) - включите JavaScript
Спасибо огромное!. Очень интересная, а главное - полезная статья.

11.
Четыреста Четыре (6 апреля 2011 в 08:43)
Ни абзацев ни отступов, смотришь как на кашу.


новый комментарий

имя:
e-mail:
код:
 

комментарий:
добавить смайлик
не более 5000 символов

 
стиль сайта
статистика, реклама
партнёры
экспорт, помощь сайту
лёгкая версия 
мобильная версия 
Пользовательское соглашение
F.A.Q (вопросы)
включите JavaScript