Автор текста: Высоков Андрей
http://photoisland.net/pi_art_text.php?lng=1&article_id=1
Почему Черно – Белый
Белое
борется насмерть
с черным
чтобы лечь на нем костьми
но найти в нем
просвет
Вячеслав Куприянов
Наверно этот вопрос я слышу наиболее часто:
— Почему черно-белое?
— Я видел у тебя этот снимок цветным, зачем ты сделал его черно-белым? Он был гораздо лучше…
Итак: черно-белое против цвета… Спор этот родился с
появлением первых цветных фотографий и продолжается до сих пор,
практически не утихая. При этом ведется он как на уровне любителей, так
и профессионалов. И даже очень популярный в последнее время вопрос
«цифра или пленка» не смог затупить ни цветных, ни черно-белых мечей.
Когда мне задают этот вопрос, я честно отвечаю: «Не
знаю. Мне просто нравится черно-белые фотографии». И в принципе этот
ответ удовлетворяет всех… кроме меня самого. Вот сейчас я и хочу
попытаться найти ответ «для себя».
Для начала отмечу, что я фотографирую зеркальным
цифровым фотоаппаратом NICON D70 в цвете (он не имеет черно-белого
режима) и перевожу снимок в черно-белый уже на компьютере. Зачем?
Надо сказать, я не сразу стал так делать. Первые мои
снимки были цветные. Если они мне не нравились — я их просто
выбрасывал. Но в один прекрасный день я заметил, что фотография мне в
принципе нравится, вот только тот красный плащ слева все портит. Как же
его убрать, черт возьми!? Кадрировать не получается. Хоть бери и
перекрашивай его в серо-буро-малиновый…. А может просто в серый? Точнее
сказать в черно-белый?
Итак,
первая причина моего перехода на черно-белый — возможность спрятать
недостатки цветного снимка. Но это только первая и чисто внешняя
причина.
Пойдем дальше. Одно из самых главных отличий
фотографии от всех прочих видов искусства — это документальность. Там
где художник (поэт, режиссер) создает новую действительность, фотограф
просто копирует существующую. Казалось бы чего здесь сложного.…
Казалось бы. Но вопрос здесь даже не в сложности, а в самой природе
документальности. Какое же это искусство, если все сделано до тебя и
для тебя. Осталось только в нужный момент нажать на кнопку….
Где же тут Искусство? Вопрос этот очень сложный и я не собираюсь здесь
на нем останавливаться. Приведу только одну фразу замечательного
фотографа Анри Картье-Брессона «Фотография — это то, чем становятся
живопись, композиция, пластический ритм, геометрия, размещенные в
считанных долях секунды».
Стоп. Мы ведь говорим о черно-белой фотографии. При
чем же здесь искусство, документальность…? Очень даже «при чем». Именно
черно-белая фотография оказывается довольно далекой от действительного
мира, оставаясь при этом документальной. Поясню на примере.
В ноябре 2004 года я разместил в клубе Foto.ru
фотографию выступающего на митинге оратора. Приведу фрагмент обсуждения
этой фотографии:
Зритель: Сильный образ. В кожаном плаще, в коричневой рубахе... Даже страшно!
Я: Рубашка правда темно-синяя…
Каюсь: я был не прав…. Это один из часто
встречающихся моментов, когда фотография оказывается умнее своего
создателя. Рубашка на самом деле оказалось коричневой,
независимо от того, что было надето на моем герое в тот момент. В этом
сила черно-белой фотографии: оставаясь документальной, она оставляет
гораздо больше пространства для анализа, фантазии, размышлений и т.д.
Она дает возможность спрятать некоторые мелкие детали и перейти к
обобщению. Короче говоря, черно-белая фотография (в большей степени,
чем цветная) отдалена от жизни и ближе…. к чему? Хочется сказать к
искусству, но для этого мало быть оторванным от жизни.
Итак,
главная причина моего «ухода» к черно-белой фотографии: на пути от
документальности к художественности она стоит гораздо ближе к
последней.
Нужно сказать, что на этом пути меня подстерегала
неожиданная трудность. Оказалось, что цветная и черно-белая фотография
очень разные вещи и об этом нужно думать во время нажатия на «пуск» —
или даже до этого. Часто обрабатывая фотографии на компьютере, я
замечал, что фотография не смотрится в цвете из-за каких-то
незначительных элементов (скажем, прохожий в синем плаще мешает
главному герою в красных штанах). Но черно-белый вариант еще хуже… черт
знает почему. Как с этим бороться? Теоретически очень просто:
постарайтесь увидеть мир (или, по крайней мере, ту его часть, которую
Вы собираетесь присвоить) в черно-белом свете. Практически это очень
сложно, почти невозможно. Но… пытаться стоит.
Вот почти все, что я хотел сказать. Хочу
остановиться еще на двух моментах. Во-первых, хочу повторить диалог,
который я привел в начале статьи:
— Почему черно-белое?
— Не знаю. Мне просто больше нравится черно-белые фотографии.
На
самом деле не смотря на весь теоретический бред, который я тут развел,
это и является самой главной причиной моей любви к черно-белой
фотографии — я ее просто люблю.
И последнее. Некоторые фотографии, которые я пытаюсь лишить цвета, сопротивляются этому. Я не настаиваю — им виднее.