Но зато с забавным видео.
Лет 15 назад я снимал документальный фильм о фотографах «объект + объектив = объективность?». Там 12 фотографов рассказывали о своей работе. В то время я не занимался фотографией (работа оператора отнимала всё время) и как-то не особо задумывался, кто и как снимает, но запомнил несколько «рецептов»: кто-то ищет «психологический контакт» с моделью, для кого-то модель – это «глина для лепки» и фотограф "вписывает" моделей в заранее придуманный образ.
Когда я вернулся к фотографии, ни один готовый рецепт мне не подошёл... может потому, что я их и не пробовал? Снимал по принципу… да нет никакого принципа, снимаю, да и всё.
Но постепенно выработалось несколько привычек (для портретной съёмки)
Диафрагма– как правило открытая 1,8 или 2.8 , выдержка – покороче, свет – помягче.
Почему открытая диафрагма? Я люблю размытые, «абстрактные» фоны и считаю размытие очень мощным инструментом, позволяющим выделять главное и прятать «лишнее». Но на открытой диафрагме глубина резкости - всего несколько миллиметров. Для неподвижной модели это не проблема, но люди (особенно дети) они же не манекены, непрерывно движутся.
И тут получается дилемма либо снимать медленно, тщательно выстраивая кадр и аккуратно наводя на резкость, либо… получать 30% брака по резкости. Ну, можно ещё поставить диафрагму 8 и снимать всё в панфокусе, в тотальной резкости, но это не для меня)))
Автофокус? Да, он помогает, но… при малой глубине резкости «зональный» автофокус часто получается «не там»: на кончике носа (а глаза уже не фокусе) либо на волосах, либо (если снимаешь в ?) фокус "не на том" глазу (фокус должен быть на ближнем к зрителю… это психология восприятия)… Точечный фокус – работает точнее, но... точка должна быть строго на глазу. То есть сначала ты строишь композицию и потом джойстиком совмещаешь точку резкости с глазом – это 3-4 секунды. Вроде немного, но… тут я снова должен вернуться в прошлое:
«эффект 25-и кадров в секунду». Учась в институте и монтируя учебные работы (интервью) я обратил внимание на то, как при покадровой перемотке плёнки меняется выражение лица человека: обычное, обычное, обычное и тут кадр попал на «начало моргания»: веки только начали опускаться, на миллиметр и вдруг получается хитрый прищур. Или во время разговора – человек только готовится открыть рот (ещё не открыл) но уже напряглись лицевые мышцы, образовалась ямочка на щеке, одна бровь поползла вверх и … получается совсем другое лицо, необычное (иногда – интересное, иногда – карикатурное). Я даже пытался печатать фотографии из таких кадров, но плёнка 16 мм и качество – так себе. Но я запомнил, что именно «мимические нюансы» делают портрет нестандартным, живым…
…когда, после двадцатилетнего перерыва, я вернулся к фотографии была череда проб и ошибок: пробовал снимать сериями, но результат не понравился, и я вернулся к покадровой съёмке, но… научился «предугадывать» смену выражения на лице, за секунду «до». Поэтому я не могу себе позволить тратить на наведение фокуса даже эти 3-4 секунды.
Как исхитриться снимать мгновенно, но и при этом соблюдать правило «точка резкости - строго на глазу»? Решение нашлось, но пришлось «переступить через принципы»: я 20 лет работал кинооператором и выработалась привычка: кадрировать можно только при съёмке, если ты ошибся в композиции, это уже не исправить. Но фото - это не кино и при обработке можно уточнить композицию (отрезать лишнее) … Особенно на современной фототехнике: при разрешении 6000х4000 px, потеря 10% от площади фотографии не ведёт к потере качества. И я решил пожертвовать «идеальной точностью композиции» ради идеальной резкости.
То есть на первом кадре я выстраиваю композицию, совмещаю точку резкости с глазом и начинаю снимать, далее не заботясь о композиции, но всегда держа глаз «в прицеле». Иногда композиция слегка сбивается, получается лишний «воздух» над головой… ну, потом отрезаю лишнее. Зато при такой методике процент ошибок фокусировки совсем небольшой…
Ну и ещё (помня «эффект 25-и кадров в секунду»): умение «поймать момент» это хорошо, но элемент случайности всё равно присутствует, поэтому я снимаю много… а потом часами отбираю лучшие, часто из очень-очень похожих: вот тут бровь хорошо поднялась, но уголок рта нехорошо вниз пополз, а тут нехорошая складка на шее…
Хватит слов: я визуал и сам не умею учится «по написанному». Но может картинки лучше расскажут? Взял все фотографии со вчерашней «дружеской» фотосессии, 595 (!) штук, включая несколько бракованных кадров, где автофокус не сработал и сделал из них полторы минуты видео... 5 кадров в секунду, всё мельтешит и, тем не менее, складывается общее впечатление)))
В конце я добавил «слайдшоу» из отобранных фотографий. Их около 60-и, то есть КПД примерно 10 %. Ну, для детской фотографии неплохо, на «взрослых» фотосессиях «сухой остаток» повыше…