– Почему ваш выбор пал именно на фотосъемку в путешествиях, а не на другие фотографические жанры? Ведь есть еще новостная фотография, рекламная и т.д.?
– Я вообще-то чем только в жизни ни занимался: делал передачу на телевидении, был копирайтером, кинокритиком, кинооператором, режиссером и даже музыкантом… Но в один прекрасный момент понял, что надо все бросить, и отправился путешествовать. А так как денег особых не было, то путешествовал автостопом и объехал таким образом множество стран. Естественно, всюду таскал с собой фотоаппарат, так что все получилось само собой. Сейчас, к счастью, появилась возможность сделать путешествия своей работой.

– А с чего началась для вас фотография?
– С самого детства. Сколько себя помню, я все время был окружен проявителями, фиксажами, глянцевателями, фотобачками и ванночками. Фотографировали родители, ну и я к этому делу тоже приобщился. Я помню еще время, когда вместо глянцевателя, которого днем с огнем было не сыскать, использовали оконные стекла и полированную мебель! Было и такое…
Когда поступил на факультет журналистики Ленинградского университета, попал на кафедру производства и оформления газеты, где преподавали такие корифеи, как Владимир Анатольевич Никитин, обладающий энциклопедическими знаниями по истории фотографии; легенда рок-фотографии Вилли Усов, оформлявший, в частности, первые магнитоальбомы «Аквариума», и известный питерский фотограф Юрий Матвеев. Понятно, что уклон делался не столько на производство газеты, сколько на ее оформление. Но самое главное, что никто и ни в чем тебя не ограничивал. Мой диплом, например, был посвящен использованию фотографии в документальном кино. Так что Анри Картье-Брессон мне ближе, чем Хельмут Ньютон. А снимать эмоцию, жест, движение мне гораздо интереснее, чем пейзаж или натюрморт.

– Дмитрий, а как вы относитесь к вопросу выбора «пленка или цифровая фотография»?
– Как говорит Путин, «буду банален». Цифра – это всего лишь виртуальная реальность, ее не существует, ее нельзя потрогать, подержать в руках. Это просто набор из нулей и единиц. Картинка на мониторе – это иллюзия. Для того чтобы электронная фотография обрела плоть, ее нужно напечатать – на бумаге или в журнале, до этого же фотографии нет как таковой. Пленка же – это магия, волшебство, алхимия, наконец! Серебро… А сам момент ожидания, когда проявляешь пленку или отдаешь ее на печать и до самого последнего момента не знаешь, что в итоге получится. В цифровой фотографии этого уже нет, цифра, как конвейер, – нажал, посмотрел, что получилось, оставил или удалил и пошел дальше снимать. Из процесса ушла некая таинственность, недосказанность…
Но сразу оговорюсь, я не ортодокс. Для фотографа СМИ цифра – это, во-первых, удобно, во-вторых, очень оперативно: зашел в интернет-кафе (а они сейчас есть даже в таких местах, что подумать страшно – одно, например, я видел в пустыне Гоби), отослал фотографии в редакцию, и завтра они уже опубликованы.
Для человека, который считает себя художником, конечно же, предпочтительнее пленка. Работа с пленкой облагораживает и возвышает. Изображение на пленке живет своей особой жизнью, а фотограф становится некой мистической силой, посредником между миром и его отображением.

– Дмитрий, есть ли у вас особые предпочтения в выборе фототехники? Чем вы снимаете?
– Признаюсь, я фотограф не технического плана. Все разговоры о съемочной технике для меня чистой воды тарабарщина. Поэтому, с точки зрения больших профессионалов, я – все-таки любитель. Мне абсолютно все равно, чем снимать. Цифровую камеру (Canon 30D) я купил всего полтора года назад, до этого снимал на пленку и, в основном, на самые дешевые фотоаппараты, а фотографии, сделанные ими в путешествиях, потом печатались в серьезных глянцевых журналах, и никто не мог поверить, что сняты они на сторублевую «Смену», купленную в комиссионке. Вообще мне близок брессоновский подход к съемке: увидел что-то интересное, тут же нажал на спуск камеры, как есть, не задумываясь о диафрагме или выдержке. Потом уже, делая второй, третий кадры, можно поэкспериментировать с настройками, но главное – поймать момент. Я даже вспышку не использую, пусть лучше кадр будет размытый, экспрессия в ущерб качеству, содержание должно превалировать над формой.

– Дмитрий, многие фотографы отмечают большую психологическую сложность съемки репортажей из-за необходимости работы с незнакомыми, порой негативно настроенными людьми. Может быть, есть какой-то универсальный совет, как преодолеть неуверенность при съемке репортажей?
– Психологический дискомфорт всегда есть, никогда не знаешь, чего ожидать от человека. Тем более в другой стране, вдали от цивилизации… Помню, когда я первый раз самостоятельно отправлялся в Египет, начитался на интернет-форумах всяких ужасов про то, что на рынках нельзя фотографировать ни в коем случае, что полиция там не дает проходу фотографам... Я специально тогда купил, опять же в комиссионке, самый страшный и грязный чехол от «Зенита» и положил туда свою новенькую цифру, чтобы меньше внимания привлекать, потому что фотографировать-то все равно надо… Оказалось, что египетские ужасы, кстати, сильно преувеличены, но не исключаю, что есть страны, где подобный прием мимикрии может сильно пригодиться.
| Признаюсь, раньше мне было неловко снимать людей. Думаю, что почти у всех фотографов вначале есть некие психологические зажимы, но, если снимать постоянно, все это проходит. Лично мне помог совет уже упоминавшегося Юрия Матвеева: «Относись к людям, как к картинкам». Совет, конечно, наивен и звучит достаточно цинично, но, как оказалось, он работает. Кстати, на Востоке есть поверье – фотографируя, ты крадешь душу человека. Представьте, как тяжело фотографировать, постоянно думая об этом! |
Заметьте, что многие снимают репортажи телеобъективом, это тоже своеобразная психологическая защита, ведь человек тебя не видит, не замечает. Нет, я не против телеобъектива, просто считаю, что он пригоден, скорее, не для репортажа, а для портретной съемки, когда необходимо запечатлеть человека внутри «своего аквариума». Вообще я считаю, что нужно сначала снимать, а потом уже разбираться с возникшими проблемами. Если всего бояться, хороших фотографий не снимешь. У меня есть очень забавный кадр, опять же, из Египта: на станции метро Гиза ко мне бежит полицейский и грозит пальцем, чтобы я убрал камеру. Вообще-то полицейских не стоит бояться. Почти все мои столкновения с полицией заканчивались тем, что мы расставались друзьями.

Очень часто проблемы возникают даже не из-за того, что ты снимаешь, а из-за вида твоего огромного объектива. Поэтому если вы занимаетесь репортажной съемкой, то взять с собой в гущу событий лучше маленький фотоаппаратик, чем хуже и непритязательнее он будет выглядеть, тем лучше. Опять же, если что-нибудь с ним случится, не жалко. А еще полезно научиться снимать, не поднося фотоаппарат к глазу, лучше даже от пояса.
Хотя произойти может все что угодно даже на самой обыкновенной фотосессии, потому что человек с фотоаппаратом воспринимается как потенциальная опасность. Особенно в нашей стране, где большинству граждан есть, что скрывать от закона. Был однажды случай – я тихо и мирно снимал обыкновенные питерские дома, в которых в XIX веке проживали декабристы, для одного из материалов «Всемирного Следопыта». Так вот, у одного из домов ко мне подходят люди, запихивают в машину и заставляют показать снимки. Оказывается, это охранники какого-то мафиозного босса, и он случайно попал в кадр.

– Дмитрий, а был ли у вас опыт фот-съемки в военных точках?
– Нет, как такового не было. Хотя однажды чуть не попал на борт самолета, который вез журналистов освещать начало войны в Ираке. Что-то не срослось, лететь надо было из Москвы, и я просто не успевал, хотя очень хотелось…
Так что, получается, что я, в основном, путешествую по мирным странам. Но один опыт все-таки был, довольно веселый, кстати. Однажды при пересечении абхазской границы я просто ради баловства решил сфотографировать броневики, стоящие около пропускного пункта. Я вытащил в окно фотоаппарат и снял пару кадров. Убрал фотоаппарат, сижу, смотрю в окно. И тут один из броневиков перегораживает путь автобусу, люди с автоматами входят в салон и спрашивают, кто снимал. Пришлось признаться и выйти на улицу. Пленку заставили засветить, но в качестве моральной компенсации дали с собой ящик пива из конфискованной у кого-то нелегальной партии.
Разбираться с фотографируемыми – это особое искусство, это приходит с опытом, и в этом необходимо постоянно совершенствоваться. Кастанеда называет это искусство сталкингом.
| |
– Дмитрий, какие страны запомнились вам больше всего?
– Есть страны, которые произвели на меня впечатление как на фотографа, и страны, которые впечатлили меня как путешественника. Это следует очень четко разделять. Фотографу интересны, конечно, экзотические страны, страны Востока, например. Из последних потрясений – это Иордания и, в частности, Петра – древний город, высеченный в скалах. А вот Европа для меня менее интересна.
– Дмитрий, могли бы вы назвать имена тех фотографов, творчество которых произвело на вас наибольшее впечатление? – Валерий Алахов, музыкант из группы «Новые композиторы», очень хорошо ответил на вопрос «Кто ваши любимые музыканты?». Ответил он так: «Мне интересно творчество моих друзей». Информационное пространство сейчас настолько обширно, и, чтобы не захлебнуться в лавине информации (ведь есть масса хороших фотографий), нужно себя запереть в «Башне из слоновой кости». Поэтому никаких имен я не назову. Скорее дам совет – ограничьте себя тем, что интересно вам, и что советуют вам ваши друзья. Это касается не только фотографии, но и всего остального информационного поля.
– Дмитрий, а что вы думаете о доле творчества в работе фотографа?
– Я скажу неполиткорректную вещь, но фотограф, как это ни странно звучит, не должен зацикливаться на фотографии. Будущее за фотографами, которые сумеют скомпилировать свои таланты. Необходимо учитывать, что мы живем в медийное время, поэтому так важно сохранять и развивать в себе и иные способности.
– Дмитрий, ваши советы начинающему фотографу.
– Как можно больше путешествовать. Путешествия раскрывают новые грани в замыленном человеческом зрении. Чем экзотичнее страна, тем больше возможностей для протирания своего внутреннего объектива. Поэтому главный совет – чаще протирать свой внутренний объектив! Для этого, в принципе, достаточно просто выйти на улицу родного города и представить, что ты здесь в первый раз.
А начинающим фотографам-журналистам также посоветую не бояться предлагать себя. В журналах сидят живые люди. Сегодня им не до вас, а завтра им понадобится именно ваша фотография. Плотину может прорвать в любом месте и в любое время, надо везде заявлять о себе

– Дмитрий, что вы думаете по поводу будущего развития фотографии, как в России, в частности, так и в мире? Может быть, чего-то не хватает современной фотографии, по вашему мнению?
– У меня есть мечта, которая относится скорее к техническому аспекту съемки. Я очень жду того момента, когда технологии шагнут так далеко, что объектив можно будет вмонтировать прямо в человеческий глаз. Впрочем, об этом мечтал еще Дзига Вертов. Но сегодня такая возможность уже не выглядит столь фантастичной, так что я готов быть в числе первых, кто испытает это на себе.