Life is photoФото Жизнь
Фотомагазин №1 в России!Убиваем цены на всё!
об авторе
Дмитрий Ржанников. Фотограф в путешествии
Установите Flash Player.

 Дмитрий Ржанников /фотограф/
http://www.lifeisphoto.ru/rzhannikov
http://rzhannikov.artphoto.pro


альбомов автора: 29
фотографий автора: 404 (RSS)
комментариев автора: 104 (RSS)
статей автора: 6
муз. композиций: 33

фото автора:



e-mail:   включите JavaScript
   
ICQ:   -
   
URL:   -
   
телефон:   -
   
страна:   Россия
   
город:   Санкт-Петербург
   
фотокамеры:   Canon EOS 500D
   
объективы:   -
   
последний визит:   25 марта 2019 (15:52)
   
ещё:   -
   
в избранных:   6
   




– Почему ваш выбор пал именно на фотосъемку в путешествиях, а не на другие фотографические жанры? Ведь есть еще новостная фотография, рекламная и т.д.?

– Я вообще-то чем только в жизни ни занимался: делал передачу на телевидении, был копирайтером, кинокритиком, кинооператором, режиссером и даже музыкантом… Но в один прекрасный момент понял, что надо все бросить, и отправился путешествовать. А так как денег особых не было, то путешествовал автостопом и объехал таким образом множество стран. Естественно, всюду таскал с собой фотоаппарат, так что все получилось само собой. Сейчас, к счастью, появилась возможность сделать путешествия своей работой.





– А с чего началась для вас фотография?

– С самого детства. Сколько себя помню, я все время был окружен проявителями, фиксажами, глянцевателями, фотобачками и ванночками. Фотографировали родители, ну и я к этому делу тоже приобщился. Я помню еще время, когда вместо глянцевателя, которого днем с огнем было не сыскать, использовали оконные стекла и полированную мебель! Было и такое…


Когда поступил на факультет журналистики Ленинградского университета, попал на кафедру производства и оформления газеты, где преподавали такие корифеи, как Владимир Анатольевич Никитин, обладающий энциклопедическими знаниями по истории фотографии; легенда рок-фотографии Вилли Усов, оформлявший, в частности, первые магнитоальбомы «Аквариума», и известный питерский фотограф Юрий Матвеев. Понятно, что уклон делался не столько на производство газеты, сколько на ее оформление. Но самое главное, что никто и ни в чем тебя не ограничивал. Мой диплом, например, был посвящен использованию фотографии в документальном кино. Так что Анри Картье-Брессон мне ближе, чем Хельмут Ньютон. А снимать эмоцию, жест, движение мне гораздо интереснее, чем пейзаж или натюрморт.





– Дмитрий, а как вы относитесь к вопросу выбора «пленка или цифровая фотография»?

– Как говорит Путин, «буду банален». Цифра – это всего лишь виртуальная реальность, ее не существует, ее нельзя потрогать, подержать в руках. Это просто набор из нулей и единиц. Картинка на мониторе – это иллюзия. Для того чтобы электронная фотография обрела плоть, ее нужно напечатать – на бумаге или в журнале, до этого же фотографии нет как таковой. Пленка же – это магия, волшебство, алхимия, наконец! Серебро… А сам момент ожидания, когда проявляешь пленку или отдаешь ее на печать и до самого последнего момента не знаешь, что в итоге получится. В цифровой фотографии этого уже нет, цифра, как конвейер, – нажал, посмотрел, что получилось, оставил или удалил и пошел дальше снимать. Из процесса ушла некая таинственность, недосказанность…


Но сразу оговорюсь, я не ортодокс. Для фотографа СМИ цифра – это, во-первых, удобно, во-вторых, очень оперативно: зашел в интернет-кафе (а они сейчас есть даже в таких местах, что подумать страшно – одно, например, я видел в пустыне Гоби), отослал фотографии в редакцию, и завтра они уже опубликованы.

Для человека, который считает себя художником, конечно же, предпочтительнее пленка. Работа с пленкой облагораживает и возвышает. Изображение на пленке живет своей особой жизнью, а фотограф становится некой мистической силой, посредником между миром и его отображением.





– Дмитрий, есть ли у вас особые предпочтения в выборе фототехники? Чем вы снимаете?

– Признаюсь, я фотограф не технического плана. Все разговоры о съемочной технике для меня чистой воды тарабарщина. Поэтому, с точки зрения больших профессионалов, я – все-таки любитель. Мне абсолютно все равно, чем снимать. Цифровую камеру (Canon 30D) я купил всего полтора года назад, до этого снимал на пленку и, в основном, на самые дешевые фотоаппараты, а фотографии, сделанные ими в путешествиях, потом печатались в серьезных глянцевых журналах, и никто не мог поверить, что сняты они на сторублевую «Смену», купленную в комиссионке. Вообще мне близок брессоновский подход к съемке: увидел что-то интересное, тут же нажал на спуск камеры, как есть, не задумываясь о диафрагме или выдержке. Потом уже, делая второй, третий кадры, можно поэкспериментировать с настройками, но главное – поймать момент. Я даже вспышку не использую, пусть лучше кадр будет размытый, экспрессия в ущерб качеству, содержание должно превалировать над формой.





– Дмитрий, многие фотографы отмечают большую психологическую сложность съемки репортажей из-за необходимости работы с незнакомыми, порой негативно настроенными людьми. Может быть, есть какой-то универсальный совет, как преодолеть неуверенность при съемке репортажей?

– Психологический дискомфорт всегда есть, никогда не знаешь, чего ожидать от человека. Тем более в другой стране, вдали от цивилизации… Помню, когда я первый раз самостоятельно отправлялся в Египет, начитался на интернет-форумах всяких ужасов про то, что на рынках нельзя фотографировать ни в коем случае, что полиция там не дает проходу фотографам... Я специально тогда купил, опять же в комиссионке, самый страшный и грязный чехол от «Зенита» и положил туда свою новенькую цифру, чтобы меньше внимания привлекать, потому что фотографировать-то все равно надо… Оказалось, что египетские ужасы, кстати, сильно преувеличены, но не исключаю, что есть страны, где подобный прием мимикрии может сильно пригодиться.




Признаюсь, раньше мне было неловко снимать людей. Думаю, что почти у всех фотографов вначале есть некие психологические зажимы, но, если снимать постоянно, все это проходит. Лично мне помог совет уже упоминавшегося Юрия Матвеева: «Относись к людям, как к картинкам». Совет, конечно, наивен и звучит достаточно цинично, но, как оказалось, он работает. Кстати, на Востоке есть поверье – фотографируя, ты крадешь душу человека. Представьте, как тяжело фотографировать, постоянно думая об этом!


Заметьте, что многие снимают репортажи телеобъективом, это тоже своеобразная психологическая защита, ведь человек тебя не видит, не замечает. Нет, я не против телеобъектива, просто считаю, что он пригоден, скорее, не для репортажа, а для портретной съемки, когда необходимо запечатлеть человека внутри «своего аквариума». Вообще я считаю, что нужно сначала снимать, а потом уже разбираться с возникшими проблемами. Если всего бояться, хороших фотографий не снимешь. У меня есть очень забавный кадр, опять же, из Египта: на станции метро Гиза ко мне бежит полицейский и грозит пальцем, чтобы я убрал камеру. Вообще-то полицейских не стоит бояться. Почти все мои столкновения с полицией заканчивались тем, что мы расставались друзьями.




Очень часто проблемы возникают даже не из-за того, что ты снимаешь, а из-за вида твоего огромного объектива. Поэтому если вы занимаетесь репортажной съемкой, то взять с собой в гущу событий лучше маленький фотоаппаратик, чем хуже и непритязательнее он будет выглядеть, тем лучше. Опять же, если что-нибудь с ним случится, не жалко. А еще полезно научиться снимать, не поднося фотоаппарат к глазу, лучше даже от пояса.

Хотя произойти может все что угодно даже на самой обыкновенной фотосессии, потому что человек с фотоаппаратом воспринимается как потенциальная опасность. Особенно в нашей стране, где большинству граждан есть, что скрывать от закона. Был однажды случай – я тихо и мирно снимал обыкновенные питерские дома, в которых в XIX веке проживали декабристы, для одного из материалов «Всемирного Следопыта». Так вот, у одного из домов ко мне подходят люди, запихивают в машину и заставляют показать снимки. Оказывается, это охранники какого-то мафиозного босса, и он случайно попал в кадр.




– Дмитрий, а был ли у вас опыт фот-съемки в военных точках?

– Нет, как такового не было. Хотя однажды чуть не попал на борт самолета, который вез журналистов освещать начало войны в Ираке. Что-то не срослось, лететь надо было из Москвы, и я просто не успевал, хотя очень хотелось…

Так что, получается, что я, в основном, путешествую по мирным странам. Но один опыт все-таки был, довольно веселый, кстати. Однажды при пересечении абхазской границы я просто ради баловства решил сфотографировать броневики, стоящие около пропускного пункта. Я вытащил в окно фотоаппарат и снял пару кадров. Убрал фотоаппарат, сижу, смотрю в окно. И тут один из броневиков перегораживает путь автобусу, люди с автоматами входят в салон и спрашивают, кто снимал. Пришлось признаться и выйти на улицу. Пленку заставили засветить, но в качестве моральной компенсации дали с собой ящик пива из конфискованной у кого-то нелегальной партии.

Разбираться с фотографируемыми – это особое искусство, это приходит с опытом, и в этом необходимо постоянно совершенствоваться. Кастанеда называет это искусство сталкингом.





– Дмитрий, какие страны запомнились вам больше всего?

– Есть страны, которые произвели на меня впечатление как на фотографа, и страны, которые впечатлили меня как путешественника. Это следует очень четко разделять. Фотографу интересны, конечно, экзотические страны, страны Востока, например. Из последних потрясений – это Иордания и, в частности, Петра – древний город, высеченный в скалах. А вот Европа для меня менее интересна.


– Дмитрий, могли бы вы назвать имена тех фотографов, творчество которых произвело на вас наибольшее впечатление?

– Валерий Алахов, музыкант из группы «Новые композиторы», очень хорошо ответил на вопрос «Кто ваши любимые музыканты?». Ответил он так: «Мне интересно творчество моих друзей». Информационное пространство сейчас настолько обширно, и, чтобы не захлебнуться в лавине информации (ведь есть масса хороших фотографий), нужно себя запереть в «Башне из слоновой кости». Поэтому никаких имен я не назову. Скорее дам совет – ограничьте себя тем, что интересно вам, и что советуют вам ваши друзья. Это касается не только фотографии, но и всего остального информационного поля.



 



 

– Дмитрий, а что вы думаете о доле творчества в работе фотографа?

 

– Я скажу неполиткорректную вещь, но фотограф, как это ни странно звучит, не должен зацикливаться на фотографии. Будущее за фотографами, которые сумеют скомпилировать свои таланты. Необходимо учитывать, что мы живем в медийное время, поэтому так важно сохранять и развивать в себе и иные способности.


– Дмитрий, ваши советы начинающему фотографу.

– Как можно больше путешествовать. Путешествия раскрывают новые грани в замыленном человеческом зрении. Чем экзотичнее страна, тем больше возможностей для протирания своего внутреннего объектива. Поэтому главный совет – чаще протирать свой внутренний объектив! Для этого, в принципе, достаточно просто выйти на улицу родного города и представить, что ты здесь в первый раз.

А начинающим фотографам-журналистам также посоветую не бояться предлагать себя. В журналах сидят живые люди. Сегодня им не до вас, а завтра им понадобится именно ваша фотография. Плотину может прорвать в любом месте и в любое время, надо везде заявлять о себе





– Дмитрий, что вы думаете по поводу будущего развития фотографии, как в России, в частности, так и в мире? Может быть, чего-то не хватает современной фотографии, по вашему мнению?

– У меня есть мечта, которая относится скорее к техническому аспекту съемки. Я очень жду того момента, когда технологии шагнут так далеко, что объектив можно будет вмонтировать прямо в человеческий глаз. Впрочем, об этом мечтал еще Дзига Вертов. Но сегодня такая возможность уже не выглядит столь фантастичной, так что я готов быть в числе первых, кто испытает это на себе.


Олег Зинкевич
"ФотоПетербург", №5, 2007

комментарии


К этой статье пока нет ни одного комментария.



новый комментарий

имя:
e-mail:
код:
 

комментарий:
добавить смайлик
не более 5000 символов

 
стиль сайта
статистика, реклама
партнёры
экспорт, помощь сайту
лёгкая версия 
мобильная версия 
Пользовательское соглашение
F.A.Q (вопросы)
включите JavaScript