Life is photoФото Жизнь
Фотомагазин №1 в России!Убиваем цены на всё!
об авторе
ОБЪЕМ КАДРА В ФОТОГРАФИИ (композиционные и технические приемы)

 Елена Счастливая /фотограф/
http://www.lifeisphoto.ru/HellenHappy

альбомов автора: 0
фотографий автора: 21 (RSS)
комментариев автора: 37 (RSS)
статей автора: 3

фото автора:



e-mail:   включите JavaScript
   
ICQ:   -
   
URL:   hellenhappy.com
   
телефон:   -
   
страна:   Россия
   
город:   -
   
фотокамеры:   Canon EOS 40D
Canon EOS 5D Mark II
Fujifilm X-E1
   
объективы:   Sigma AF50MM F/2.8 EX MACRO для CANON
LansBaby 50mm
Индустар монокль, 60мм.
Sigma 50mm F/1.4 EX DG HSM
Fujifilm
   
последний визит:   27 октября 2015 (22:12)
   
ещё:   Фотография - это моя страсть, половина моей жизни, это мой способ увидеть мир и сохранить свои мысли, свои взаимоотношения с ним. Фотошкола (http://photohappy.ru) - это дело моей жизни, это мое страстное увлечение, это любимые люди и любимая работа. Я счастливый человек, потому что занимаюсь только любимыми делами, живу среди любимых людей и планирую только то, чего хочется ждать и хотеть.
   
в избранных:   23
   


Распечатанный снимок или просмотр его на экране компьютера - это плоская, одномерная картинка, а мир трехмерен и проблема передачи объема трехмерного мира на одномерной плоскости волнует фотографов вот уже более 100 лет, а художники решают эту проблему уже сотни лет. Но художники могут дорисовать все что угодно на свои творения, мы же, фотографы, пользуемся только тем, что можем увидеть. Однако и у нас и у художников одинаковый набор «инструментов»: линейная перспектива, тональная и масштабная перспектива, а так же наличие размытия в изображении, то есть ГРИП. В переводе с английского языка фотографировать выглядит как «to take a picture», что в дословном переводе означает «брать картинку», не делать, а именно брать! Это очень тонко. Потому что мы, фотографы, именно берем увиденное и оставляем его отпечаток у себя на пленке или матрице. И как мы это сделаем, как построим кадр, где сделаем зону размытия, именно от этих решений зависит какой результат мы в итоге получим. Давайте посмотрим каждый вид перспективы и увидим, как он влияет на снимок.

Тональная перспектива.
Воздух никогда не бывает прозрачным, потому что он состоит из молекул разного характера, а молекулы – это тоже объекты со своей плотностью и весом. Тональная перспектива зависит от влажности, запыленности воздуха и проявляется в разных погодных условиях по-разному. Самые яркие проявления тональной перспективы можно наблюдать в туман, в ветреную и пыльную погоду в пустыне или степи, на рассвете над водой. И все эти явления приводят к следующему: чем дальше объект, тем менее четкие и ясные его очертания, тем менее он насыщен, кажется более светлым и менее контрастным. На нижеприведенной фотографии мы видим, как проявляется тональная перспектива в ее самом ярком виде, в утреннем тумане. Дальний план снимка стал более светлым, краски и объекты на нем менее насыщенны, очертания почти размылись, контраст на дальнем плане почти нулевой:




Масштабная перспектива.
Масштабная перспектива проявляется в уменьшении однотипных объектов: чем дальше объект, тем он меньше.


На снимке засохшего берега реки мы видим два вида перспективы: линейный и масштабный. Изменяющийся масштаб засохших частей берега дает снимку объем, приближает его к трехмерному. Не зря пейзажи снимают широкоугольными объективами (фокусное расстояние 17-28 мм.): искажая передний план, этот вид объективов делает его как бы выпуклым, перспективу и масштабность предметов эти объективы рисуют гораздо лучше, чем длиннофокусный, который как бы «схлопывает» картинку, делая передний план плоским (в силу своего узкого угла зрения). Так же надо отметить, что широкоугольные объективы, благодаря своему широкому углу зрения (примерно 70 градусов) дают резкость на всем протяжении снимка с меньшим значением диафрагмы, а это полезно в условиях малой освещенности, но о резкости чуть позже.

В натюрморте тоже можно применить этот вид перспективы, организовав ритм удаляющихся однотипных объектов. В нижеприведенном снимке мы видим два вида перспективы: линейная и масштабная, а катушка ниток на переднем плане усиливает ощущение объема, как и малая ГРИП (глубина резко изображаемого пространства):




Линейная перспектива

Линейная перспектива выражается в линиях, которые стремятся сойтись в одной точке на горизонте или в бесконечности. Дорога, уходящая в даль, мост, линии перил, бордюров, домов, электрических проводов…. все это может служить основой для линейной перспективы. Линейная перспектива очень часто появляется в пейзажах, где достаточно основ для образования линейной перспективы.



А как быть, например, в макро-сюжете или натюрморте?



В вышеприведенном снимке мы видим линейную перспективу, которую образовывает лист растения, а размытость добавляет глубину, объем снимку. Капля является главным объектом, потому что выделена резкостью и находится в точке зрительского внимания (в месте пересечения линий, который делят кадр на три равные части).

ГРИП
Размытость фона или части изображения – это тоже инструмент, который влияет на объем кадра, и управляет этим диафрагма: чем меньше ее значение, тем более размытой будет та часть снимка, которая находится ближе и/или дальше точки фокусировки (точки резкости). Есть масса советов в различных статьях по поводу математического расчета глубины резкости, я предпочитаю не математический подход, ведь самый главный наш инструмент – это глаза. Глубина резкости - это расстояние между самым ближним и самым дальним предметом, которые при данной диафрагме будут резкими.

В фотографии принято обозначение ГРИП (глубина резко изображаемого пространства), которое зависит от:
1. расстояния до объекта (чем оно больше, тем ГРИП больше и наоборот);
2. от значения диафрагменного числа (чем оно меньше, тем меньше и ГРИП и наоборот);
3. От вида объектива (чем меньше фокусное расстояние объектива, тем больше будет глубина резкости при одинаковом расстоянии до объекта съемки).
4. От линейного размера матрицы (не количества Мп): чем меньше размер матрицы, тем больше ГРИП (это можно учитывать при макро-съемке, если нужна бОльшая ГРИП).

Вышеприведенный снимок (с каплей на листьях растения) снят со следующими данными:
- диафрагма = 8,0 (камера Nikon D300, объектив nikkor 105/2,8);
- фокусное расстояние = 105 мм.;
ГРИП в данном случае = 5-10мм., расстояние от объектива до объекта было примерно 30-40см.
При съемке более крупного объекта с такой же диафрагмой и таким же фокусным расстоянием на расстоянии 20 метров, ГРИП может равняться 5 метрам.
И на том же расстоянии (20 метров), при диафрагме 15,0 и фокусном расстоянии = 20мм, ГРИП будет на протяжении всего кадра, начиная с 3 м от фотографа и до самого горизонта. Чтобы окончательно понять, что к чему давайте посмотрим внутрь фотоаппарата и поймем, чем управляет диафрагма.

Диафрагма – это выдвигающиеся «лепестки» внутри объектива, которые регулируют диаметр отверстия, через которое проходит свет внутрь фотоаппарата. Так вот, чем уже это отверстие, тем более резкой получается картинка. Значение диафрагмы – это величина на которую выступают ее лепестки.
При диафрагме 5,6 лепестки выставлены совсем чуть-чуть и отверстие большое, а потому ГРИП будет малой, часть снимка будет в размытости.
При диафрагме 20,0 лепестки выставлены уже достаточно, отверстие маленькое, а потому резкость будет значительной, при съемке пейзажа широкоугольным объективом она будет на протяжении всего кадра, если кадр сделан общим планом. Даже лучи фонарей собираются «в звездочки» при таком значении диафрагмы.

Если у Вас зеркальная камера (не важно цифровая или пленочная) или продвинутая мыльница (камера с несменным объективом), то при смене настроек диафрагмы, изменения в резкости можно увидеть сразу же в окуляре или на экранчике фотоаппарата. Вот именно этой информации и нужно доверять, проверяя результат на экране фотоаппарата после нажатия на кнопку затвора. Размытость позволяет не только управлять объемом снимка, но и зрительским вниманием, что тоже немаловажный фактор в композиционном построении:



Размытый фон позволил выделить модель, сделать фон однородным, а снимок – объемным.
Давайте посмотрим как снят вышеприведенный снимок:
- диафрагма = 4,5;
- фокусное расстояние объектива = 150мм.;
- расстояние до модели было несколько метров,  ГРИП = 15-25 см., фон размыт очень сильно (это была булыжная мостовая).
Итак, мы с Вами поняли, как управлять объемом кадра, как строить кадр таким образом, чтобы снимок не выглядел плоским. Но в любом правиле есть исключения, и Вы, как творческий человек вправе выбирать: нужен Вам объем на снимке или нет. Вот пример лаконичного кадра, где объем был бы губителен, он «убил» бы идею снимка:



Линейная перспектива здесь выражена лишь «намеком» в виде легкой ряби на воде. И только фотограф решает, какие инструменты ему применять для построения его кадра и как они скажутся на идее снимка, и именно его решения и называются бездарностью, талантом, художественным вкусом или безвкусицей, гениальностью или стилем.

При перепечатке статьи, ссылка на автора и первоисточник обязательна (первоисточник: www.photohappy.ru ссылка на статью http://photohappy.ru/page206.html)



комментарии


1.
Алексей Гаврилюк (4 декабря 2008 в 18:16)
Круто, многое знал, кое-что узнал, освежил в памяти. Спасибо. Познавательно.

2.
Елена Счастливая (4 декабря 2008 в 19:39)
Спасибо за отзыв ))

3.
LoveSun (4 декабря 2008 в 19:37)
Согласен! Статья очень хорошая и простенька для начинающих, хоть и все, что в ней сказано уже знал до этого.
Буду рекомендовать 8)

4.
Елена Счастливая (4 декабря 2008 в 19:39)
Спасибо за рекомендации)) писать просто - это очень сложно ))

5.
igos (4 декабря 2008 в 19:43)
:) Как техника безопасности, все знают, но не всегда следуют!
Необходимо напоминать

6.
Елена Счастливая (4 декабря 2008 в 19:46)
Это Вы правильно подметили )) Спасибо )

7.
Verendey (7 декабря 2008 в 02:25)
на уроке труда в школе. учитель:
- прежде всего нужно знать технику безопасности... вот я её знаю как свои... три пальца :)

8.
kisandr (4 декабря 2008 в 20:52)
де жа вю....часто снимаю..но когда надо из памяти испаряется....а тут вот есть примеры для подражания..:))))

9.
Елена Счастливая (4 декабря 2008 в 20:55)
))) и у меня тоже испаряется временами ))

10.
andreanto (5 декабря 2008 в 16:25)
Хорошо написано.
Удачные примеры.
Полезная статья, думаю, не только начинющим.
Ждем следующей о композиции и правильном построении кадра.

11.
Елена Счастливая (5 декабря 2008 в 19:30)
Спасибо )) Скоро будет. Рада, что статья нравится, это является стимулом к дальнейшей работе.

12.
troofel (5 декабря 2008 в 21:05)
спасибо

13.
Елена Счастливая (5 декабря 2008 в 21:16)
и Вам спасибо за благодарность

14.
Евгений Кирюхин (6 декабря 2008 в 00:52)
Спасибо, Елена!

15.
Елена Счастливая (6 декабря 2008 в 00:55)
И Вам спасибо за благодарность!

16.
alexilena (6 декабря 2008 в 14:41)
Хорошая статья,особенно для начинающих
Спасибо!
Последнее фото очень понравилось

17.
Елена Счастливая (6 декабря 2008 в 19:35)
И Вам спасибо за положительный отзыв )

18.
Игорь Вишняков (6 декабря 2008 в 15:27)
Очень полезная статья! Спасибо!

19.
Елена Счастливая (6 декабря 2008 в 19:35)
Спасибо ))

20.
int333 (7 декабря 2008 в 13:02)
Спасибо! Ждём новых уроков!!! :-)

21.
Елена Счастливая (7 декабря 2008 в 13:15)
Спасибо Вам за добрый отзыв ))

22.
Day (8 декабря 2008 в 14:22)
Благодарю за урок =)

23.
Елена Счастливая (8 декабря 2008 в 14:24)
Спасибо за благодарность

24.
nadin79 (9 декабря 2008 в 04:01)
Здесь уже много было сказано слов о статье, повторятся не буду ... Все замечательно, просто, доступно. Фото очень красивые а главное просты в понимании, как пример к обзацу. Спасибо за труд.

25.
Елена Счастливая (9 декабря 2008 в 11:43)
Спасибо ))

26.
Михаил Пантелеев (9 декабря 2008 в 11:04)
Полностью согласен с nadin79. Спасибо за статью.

27.
Елена Счастливая (9 декабря 2008 в 11:43)
Спасибо ))

28.
bereza (9 декабря 2008 в 20:27)
Хорошо.

29.
Елена Счастливая (9 декабря 2008 в 20:30)
Спасибо.

30.
LLB (10 декабря 2008 в 09:20)
Spasibo!

31.
Елена Счастливая (11 декабря 2008 в 11:22)
Спасибо и Вам ))

32.
Вячеслав Зайковский (11 декабря 2008 в 09:28)
Здравствуйте Елена.
В разделе ГРИП Вашей статьй 3-й пункт зависимости ГРИП "От вида объектива (чем меньше фокусное расстояние объектива, тем больше будет глубина резкости)." не соответствует действительности. От "вида объектива" и его фокусного расстояния ГРИП ни в коей мере не зависит. При всех прочих равных условиях он зависит лишь от масштаба снимаемого объекта. То есть, если Вы снимаете допустим одну и ту же пачку сигарет объективом с ФР 10 мм и объективом с ФР 500 мм в одном масштабе (так, что её размер на матрице или плёнке один и тот же), то величина ГРИП будет однаковой.
Кроме перечисленного Вами, величина ГРИП зависит ещё от физического размера матрицы (формата пленки). Чем меньше размер матрицы - тем больше ГРИП (при равных прочих условиях).

33.
Елена Счастливая (11 декабря 2008 в 11:22)
При всех прочих равных условиях - это при том же расстоянии от объекта. И в этом случае величина ГРИП зависит от фокусного расстояния. Попробуйте: возьмите два разных объектива или зумм.объектив и попробуйте снять один и тот же объект с расстояния, например, 50 см. Вы же представляете себе съемку этого объекта в одном масштабе. Спасибо, что Вы обратили на это внимание.

34.
Вячеслав Зайковский (11 декабря 2008 в 13:47)
Ну так и писали бы, что "при уменьшении масштаба съемки ГРИП увеличивается", а то получается, что подменой понятий Вы вводите в заблуждение читателей. Повторю ещё раз: от ФР объектива величина ГРИП не зависит. Эта величина зависит от:
- масштаба съемки
- линейного размера матрицы (не количества мегапикселей)
- диафрагмы

35.
Елена Счастливая (11 декабря 2008 в 13:53)
Вы услышаны, Вячеслав )) не надо "повторять еще раз".
В статью добавлены соответствующие фразы и Вам еще раз выражается благодарность за внимательность.

36.
Вячеслав Зайковский (11 декабря 2008 в 14:08)
Елена, ну уберите третий пункт, не жадничайте - там же всё неправда )))

37.
Елена Счастливая (11 декабря 2008 в 15:07)
Цитирую третий пункт:

В фотографии принято обозначение ГРИП (глубина резко изображаемого пространства), которое зависит от:

3. От вида объектива (чем меньше фокусное расстояние объектива, тем больше будет глубина резкости при одинаковом расстоянии до объекта съемки).

Решила продемонстрировать примером (к сожалению фотографии не видны в постах (уже пробовала, поэтому жмите на ссылки):
http://semia.gallery.ru/watch?ph=t7L-2Mfb
Камера: Canon EOS 40D
Диафрагма: f/4.5
Выдержка: 1/40s
фокусное расстояние - 28мм.
расстояние до объекта - 40см.

http://semia.gallery.ru/watch?ph=t7L-2Mfa#feature=topscroll
Камера: Canon EOS 40D
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/40s
фокусное расстояние - 135 мм.
расстояние до объекта - 40 см.

чуть позже выложу оригиналы на народе (яндекс-сервис что-то барахлит).

С учетом измененной формулировки, мне кажется, что теперь все понятно и все правда.

38.
Елена Счастливая (11 декабря 2008 в 15:09)
ссылки на оригиналы файлов в формате jpeg
http://narod.ru/disk/4320034000/IMG_9889.JPG.html
http://narod.ru/disk/4320006000/IMG_9890.JPG.html

39.
Вячеслав Зайковский (11 декабря 2008 в 18:11)
Елена, поехали с начала. Цитирую Вас:
"В фотографии принято обозначение ГРИП (глубина резко изображаемого пространства), которое зависит от:
— 1. расстояния до объекта (чем оно больше, тем ГРИП больше и наоборот);"
- Вам доказать, что Ваши слова не соответствуют действительности или Вы сами об этом догадываетесь? Если не догадываетесь, то снимите 2 раза например корешок одной из книг на Вашей книжной полке стоя под углом к ней. Первый раз с расстояния 1 метр объективом с ФР 28 мм (у Вас такой есть), второй раз с расстояния 2 метра объективом с ФР 300 мм (такой тоже есть), диафрагму при этом поставьте одинаковую, возможно более открытую. Правда ведь во втором случае ГРИП меньше, несмотря на вдвое большее расстояние до объекта?
— Второй пункт соответствует действительности.
— Много слов исправленного третьего пункта можно заменить тремя: от масштаба съёмки.
— Четвертый правильный (сам же предложил) :)
По сути, первый и третий пункты об одном и том же - о масштабе съемки.
Всё остальное без замечаний )))

40.
Foto-S-Cream (12 декабря 2008 в 13:12)
благодарен за поправку)

41.
Foto-S-Cream (12 декабря 2008 в 13:12)
спасибо за статью.

42.
Елена Счастливая (12 декабря 2008 в 13:27)
Спасибо)

43.
Сумерин Дмитрий (17 декабря 2008 в 10:37)
давно искал такую статью,большое спасибо)))

44.
Елена Счастливая (17 декабря 2008 в 11:13)
Спасибо и Вам за отзыв ))

45.
IliaV (17 декабря 2008 в 21:10)
Спасибо очень интересно и полезно

46.
Елена Счастливая (17 декабря 2008 в 21:41)
Спасибо Вам за положительный отзыв

47.
СВЕТЛАНА ГРИШИНА (20 декабря 2008 в 01:49)
Спасибо. побольше бы таких наглядных статей.

48.
Елена Счастливая (20 декабря 2008 в 15:53)
Спасибо Вам за прекрасный отзыв )

49.
Дмитрий Карасев (14 февраля 2009 в 00:10)
Толковая статья, правильно написано!!!

50.
Елена Счастливая (14 февраля 2009 в 10:45)
Спасибо за оценку )) 

51.
violinka (25 февраля 2009 в 01:38)
Очень полезная статья, спасибо!
И, хотя, как многие тут уже замечали, многое известно, а всё равно не лишне повторить, освежить в памяти.
Спасибо!


новый комментарий



Комментировать эту статью могут только зарегистрированные пользователи.
 
стиль сайта
статистика, реклама
партнёры
экспорт, помощь сайту
лёгкая версия 
мобильная версия 
Пользовательское соглашение
F.A.Q (вопросы)
включите JavaScript