|
 |
"Низкий ключ" (буквальный перевод с английского термина "Low key") -
одна из популярных техник съемки, и применяется она в первую очередь
для решения творческих задач.
Снимки в этой тональности можно назвать «Черное на черном», что более
полно отражает суть этого вида съемки, где большую часть изображения
составляют темные, иногда совсем черные элементы, но большинство
деталей хорошо различимы, а светлые участки всегда яркие, иногда
засвеченные и занимают очень мало места в кадре.
Все тональные переходы в «низком ключе» находятся в темных участках
тональной шкалы и не должны сильно отличаться друг от друга по яркости.
Ярче может быть только смысловой или тональный акцент. В любой
грамотной фотографии, выполненной в «низком ключе», всегда есть точка
белого «бесфактурного» тона, относящегося к 9 тону по зонной теории
Адамса. Что это за точка? Это, как правило, блик. Блик – это всегда
самая светлая точка в любом предмете. Без нее фотография будет тусклой
и не полной. При этом очень важно помнить, что самый лучший блик – это
блик от рисующего источника света. Это самое естественное решение, и в
других вариантах он, скорее всего, будет неуместен. В редких случаях
белой деталью, почти без фактуры может быть просто белый предмет,
Почему без фактуры? По той простой причине, что фотографическая широта
любого фотоматериала ограничена. В случае цифры она, как правило, не
намного превышает 6 ступеней (для черно-белой пленки этот показатель
выше).
В чем трудности съемки темных объектов на темном фоне? Как правило,
это проблема заключается в том, что мы имеем темные объекты и разница
между тенями этих объектов и самим объектом крайне мала, т. е имеет
полтора тона (по Адамсу). Что мы можем сделать в этом случае? Как
снимать в этой технике? Есть 7 несложных правил:
1. Мы можем подсветить объект так,
чтобы грани были освещены достаточно ярко, таким образом, у нас
возникнет градиентный переход в районе сгиба предмета. Мы промоделируем
заново все плоскости темного предмета. В этом случае работа с
источниками освещения требует внимания и кропотливости. Чаще всего
получается так: сколько плоскостей мы моделируем, столько же источников
света должно быть. Источником света можно называть все: и сам источник,
и отражатели.
2. В технике «черное на черном» должен быть максимально возможный
контраст. Именно контрастные снимки в темном ключе «играют» и «звенят».
Конечно, это не обязательное правило, поскольку всегда есть снимки, где
контраст был бы просто губительным. Обязательно должна быть точка
белого без фактуры, либо в зоне блика, либо в зоне маленького белого
пятна или предмета. Причем это будет самая активная точка на Вашем
снимке, поэтому она должна находиться в том месте, где будет смысловой
центр кадра. Глаз зрителя всегда тянется к светлому, поэтому он будет
смотреть на светлую область очень внимательно.
3. В кадре обязательно должна быть точка черного, без фактуры. Это
точка додумывания зрителя. Там, где ничего не видно, включается его
воображение; зритель по своему опыту придумывает, что должно быть в
этом месте кадра. Однако надо всегда учитывать, что опыт у людей разный
и может отличаться от Вашего.
4. Тонально снимок должен быть решен без светло- и средне-серых
тонов. Только темно-серые и черные. Конечно, везде могут быть
исключения.
5.
Необходимо всегда отдавать себе отчет: где нужна прорисовка фактуры, а
где нет. Это зависит в первую очередь от психологического восприятия, и
тут самый важный барометр – это Вы сами. Для достижения нужного эффекта
иногда приходится затратить немалые усилия, в частности, для некоторых
снимков может понадобиться «перефактуривание», т.е. изменение фактурных
свойств объекта. Этот прием часто используют в рекламной съемке: объект
покрывают клеем, водой, вазелином, царапают поверхность, чтобы фактура
была другой или чтобы ее вообще не было. Самый простой пример – это
съемка продуктов питания, которые часто покрывают слоем растительного
масла для появления мелких бликов, подчеркивающих мелкие детали. Все
это возможно, если подходить к съемке творчески, - никто Вам не
запретит обмазать клеем предмет, а потом обсыпать его, например, мелко
помолотой темно-бордовой специей, чтобы зазвенела фактура на
черно-белой фотографии в темной тональности. Но чаще всего нам нужно
будет только подчеркнуть имеющуюся фактуру боковым освещением.
6. Тема фотографии едва ли может быть радостной и светлой. Невозможно о
светлом говорить через черное. Такие фотографии, как правило, имеют
минорный психологический настрой, они в какой-то степени дискомфортны
для зрителя. Невозможно (или очень сложно) в «низком ключе» говорить о
радости жизни. Бывают, конечно, и исключения, но, как правило, это
фотографии задумчивые, философские.
7. И самое важное. Наши экспонометры (и внешние и внутренние)
настроены на средне-серый тон (18% серого), который соотвествует по
тональности обычной фотографии. Поэтому снимки в «низком ключе» надо
намеренно затемнять, т.е. устанавливать отрицательную экспокоррекцию в
пределах от -1/3 до -2 ступеней и больше. Удобнее всего снимать в
ручном режиме, определяя нужную экспозицию по дисплею и делая варианты
с различной экспозицией.
Снимать в темном ключе – это интересная, творческая задача.
Освещение в этом ключе редко бывает простым, поэтому эти снимки всегда
интересны и сложны в выполнении.
При перепечатке ссылка на первоисточник обязательна: www.photohappy.ru
Ссылка на статью на сайте фотошколы: http://photohappy.ru/page154.html
Статья опубликована в сентябрьском номере журнала "Digital Camera Photo&Video" за 2008 год http://digicam.ru/ .
Комментировать эту статью могут только зарегистрированные пользователи.
|