Life is photoФото Жизнь
Фотомагазин №1 в России!Убиваем цены на всё!
об авторе
ФОТО и ЦИФРА (журнал)

 FOTOLEY /фотограф/
http://www.lifeisphoto.ru/FOTOLEY

альбомов автора: 0
фотографий автора: 51 (RSS)
фотографий на карте: 1
комментариев автора: 12 (RSS)
статей автора: 7
муз. композиций: 14

фото автора:



e-mail:   включите JavaScript
   
ICQ:   -
   
URL:   novosartov.com
   
телефон:   -
   
страна:   -
   
город:   Спб
   
фотокамеры:   Canon EOS 20D
   
объективы:   Canon EF 24-85MM F/3.5-4.5 USM
   
последний визит:   28 мая 2014 (17:41)
   
ещё:   -
   
в избранных:   47
   


Он просто фотографирует? Нет. Он живет. И фальшиво не получается. Он пробовал - и становился несчастным... В его текстах и комментариях - многоточия. Неслучайно... В них то, о чем я он говорит, о чем молчит и не требует ответа от зрителя. В них то, что он пытается донести до своих учеников на многочисленных семинарах. Наш гость – петербургский фотограф Кирилл Новосартов.

По традиции, первый вопрос

-Как Вы начали заниматься искусством?

-Ну, наверняка каждый любитель старше 20 лет может «похвастаться» тем, что начинал с пленки, ибо другой возможности в его детстве не было. И я, пожалуй, начну именно с этого утверждения. Снимал на пленку, наматывал катушки сидя в темноте пыльного шкафа, печатал долгими вечерами при красном фонаре в ванной. В моем случае это происходило в году 86-ом. Первой камерой был Practiflex из дедушкиного «богатства». Были «Зениты», «Зоркий». Потом армия и долгий перерыв. Позднее спорткомитет Санкт-Петербурга (в должности фотографа), где основным смыслом и задачей было репортажное фотографирование спортсменов и событий. Снимал разное. Здесь и фигурное катание, и художественная гимнастика, и теннис.
Спорт, в отличие от иных зрелищ, к примеру, театра, отличим, прежде всего, своей динамикой, внутри которой вихри эмоций, чувств и настроений, порой невидимых зрителю. Теннисный мяч, например, летит со скорость в сотню километров в час и теннисист просто обязан не отставать и ускорять свои обменные процессы, что сказывается и на выражении лица, и положении тела. Уверен, что человеческое существо в состоянии воспринимать, а тем более фиксировать и осмыслять значительно меньшее количество кадров в секунду, чем традиционно считается. И здесь роль фотографии неизмеримо возрастает, ибо большая часть спортивных мгновений сокрыта от наблюдающего…

- Потом Вы работали в цирке?

Потом была работа с госцирком на Фонтанке, по материалам которой была проведена выставка в «Центре Нонконформистского Искусства». Цирк с парадного входа, как мы его привыкли воспринимать: с шарами, сахарной ватой и мороженым, звуком, светом, кутерьмой, да детским плачем - это лишь часть цирка, причем очень малая его часть. Разглядеть целое с этой короткой, ограниченной локтем, сидящего рядом, дистанции, невозможно. Хотя любому доступно в сознании своем абстрагироваться на мгновение хотя бы от звука и тут же на первый план выйдут лица, увидятся характеры и "внутренние пространства" артистов цирка, их РАБОТА для вас. (Только не вздумайте назвать их циркачами! Это будет ошибкой. Циркачом после этого им будет свойственно именовать вас. Они АРТИСТЫ ЦИРКА! И никак иначе.)
Так вот цирк, как и театр, впрочем, готов спорить, начинается не с вешалки, а со служебного входа. Входа, где ваши праздники превращаются в их будни, где вы с привычной миной и отношением к жизни будете чувствовать себя неадекватно, в скафандре и вечным гостем. Тут все иначе, потому что, чтобы понять и почувствовать цирк - нужно "родиться" на манеже, как и поступило большинство тех, кого вы здесь увидите, ибо династии - это скорее правило, чем исключение. Цирк - очень замкнутый мир, в коем случайного человека не бывает! Даже те ребята, что держат страховой линь, различный технический персонал, даже вахтер - это всё артисты: артисты, получившие травмы, артисты на пенсии… Многие из артистов работают на эстраде, некоторые выступают в клубах. Вообще эти ребята очень путешествующие. В шутку (а может и всерьез) называют себя цыганами. И удивляются, почему в России цирк считается детским, а не взрослым зрелищем, ведь в Европе как раз наоборот. В завершении скажу: цирк вообще удивительный мир! Идет, например, прилично одетый человек по коридору и вдруг начинает исполнять часть номера или жонглировать чем-то, или вот, акробат бесцеремонно бродит по коридору, удерживая на голове гитару в вертикальном положении…Сначала мне казалось, что в эти моменты мой привычный и знакомый мир испытываем на прочность. Но нет, все наоборот: мой мир испытывают на прочность, как раз тогда, когда я выхожу на улицу, которая после цирка кажется мне незнакомой и неинтересной, где сдержанность и приличие - норма. И ловил себя неоднократно на мысли- когда же я вернусь сюда вновь...

- Несмотря на богатый опыт репортажной съемки, сейчас Вы снимаете портреты…

В какой-то момент я понял, что мое отношение к фотографии рождает некий творческий стиль, не боюсь этих слов- формирование моей собственной реальности, ибо я уверен, что фотограф нажимает на кнопку спуска в фотоаппарате, когда пространство перед ним отвечает ему взаимность и максимальным созвучием с его пониманием мира. После чего, основываясь на материалах репортажей, я стал формировать собственные серии, упорядочивая и подавая их, в том числе, технически так, как мне представлялось единственно правильным. Здесь появилось черно-белое изображение, оригинальное кадрирование, тонирование изображения и другие приемы подачи материала. Сия моя особенность плохо сочеталась с традиционной и необходимой подачей материала заказчику, но всё более привлекало мой интерес, что в последствии привело меня к созданию собственной виртуальной галереи в Интернете под ником FOTOLEY . И здесь уже преимущество было отдано постановочной студийной фотографии.
Я стал анализировать мимику, настроение модели и вскоре убедился, что мыслю правильно – ко мне пришло Нью-Йоркское модельное агентство IMG Models. Ведь модельная фотография на Западе – это уже не техническое совершенство, безупречный свет и макияж, но настроение, равновесие геометрии и психологии модели в кадре.

- Как Вы работаете с моделью?

Если я работаю частными заказчиками, то должен, обязан, вынужден "брать" модель в свои руки. Любителю с восковым лицом просто невозможно объяснить, ему надо показать, поджечь! Я так поднаторел, что знаю, как и что говорить. И часто говорю одно и то же. И уже на первых тестовых снимках можно видеть изменение характера модели, ее настроения и даже образа... С профимоделями работать проще, они подготовлены психологически к тому, что именно они в кадре, а не я; они умеют раскованней жить в нем, а не казаться. Но модель-профессионал никогда не покажет то, что хочет скрыть или увести от внимания: настроение, мысль, чувство. А я частенько именно на это и опираюсь. Это очень интересно! И очень интересно, повторяю, видеть КАК человек меняется, вдохновляется и верит в себя.
Для многих, кто начал снимать в студии, возникает множество вопросов, на которые я отвечал во время проведенных семинаров и мастер-классов. Книжки, форумы, статьи и прочие буквы и технические условия, указывают на способ, но не сообщают как им воспользоваться. Они не показывали разницу и не вели во внутренний мир автора и модели. Они не сообщали о взаимодействии лица и света, они не отвечали на вопрос об успехе, воспитании вкуса и разнице меж людьми, об индивидуальности и особенностях съемки.
Когда приходят ко мне на съемку, то в 80-90% случаев я слышу одно и тоже. А под столом загибаю пальцы. Обычно 3 пункта:
1. Я должна Вас предупредить, что я не фотогеничная
2. Никогда на фотографиях хорошо не получаюсь и
3. Вот именно сегодня плохо выгляжу.
Далее я выдыхаю и думаю "слава богу, совпало"
Значит мир еще не изменился! ))))
Одним из способов работы с некоторой неуверенностью и безопытностью модели -это сама съемка, проводимая на волне интереса к человеку, добрых слов и любования. Ведь даже мужчине доброе слово приятно.) Я говорю на съемке многие часы. И происходит это не от свойств болтливости, а из-за того, что словами формируемо настроение человека в кадре, которое часто не подразумевает его ответа, дабы мимика не была в движении и "проходных" кадров было б меньше.
Не "бросайте" человека в фоне. Бывает порой, что фотограф, увлеченный работой, забывает слегка о своей модели, и это весьма быстро на ней отражается. Был случай, когда меня пригласили в студию при некотором стечении фотографов. Я говорил, в словах настраивал человека, интересовался им. И для того, чтобы продемонстрировать важность этого монолога, на 20 секунд замолчал… А после просил поделиться аудиторию своими суждениями. Мне сказали, чтобы я этого больше не делал, ибо модель скучает, и эта скука живет не только в мимике, но и в теле, движении. Не бросайте модель, увлекшись собой.


- Ваши модели сами что-то придумывают или только механически выполняют команды?
Если в фотосессии элемент секса или съемка – некий аналог нудистского пляжа?


Я бы не ставил во главу угла некое сексуальное влечение. Тем более, что моя эротическая сессия ничем не отличается от моей обычной портретной. Но это не означает отсутствие любования человеком в кадре. Модель чаще всего ждет поддержки в процессе съемки, но здесь очень важно не переходить границу… Ведь она пришла не флиртануть, а получить качественный результат.
Задача фотографа – не только дать рекомендации к действиям и позе модели, но и сформировать в ней правильное настроение. Если данное умение сочетается с отличным владением техникой и пониманием взаимодействия света и ракурса- то это залог успеха.


- О чем говорят Ваши портреты?

О человеке, выхваченном из времени и события на долю секунды. Остановлена на карточке жизнь, её момент, и, что еще важнее – остановлена и запечатлена мысль, настроение, отношение к происходящему. Здесь очень важно жить с моделью в унисон, дабы не предать момента. Сочетать красоту внешнюю – в пластике, жесте – с четвертым измерением вглубь характера, психологии, смысла – это ли не благая весть портретного и студийного фото? Когда зрителя привлекает не только трехмерная геометрия светового письма, но и невымышленная жизнь персонажа, пульс, индивидуальность – это ли не эстетическое событие?
В путешествие в жизнь автора и модели приглашаю.


- Появилось ли что-нибудь новое во вкусе, эстетике современного человека?

Ничего не изменилось в изображении человека, но изменилось в смотрящих на это.
То есть некоторая часть глядящих сознательно или нет, но сформировала сейчас доминирующий вкус. Наверное, это в угоду времени. Я отчетливо знаю уже КАК труден портрет, что проще позой привлечь зрителя, чем глубиной и спокойствием взгляда, в коем плещется сознание. Значительная часть фотографов тоже стремятся позой, каким-то световым изыском показать свое творчество, человека в кадре и себя через это. Я, размышляя вместе с моделью, смотрю по сторонам и не спешу, понимая, что зритель часто возвращается не за позой, а за жизнью человеческих глаз и лица!

- Во время съемки тратитесь или приобретаете?

Творчество питает, хороший результат не может не радовать, но если говорить о процессе, то устаю, конечно. Хотя удовлетворение и во время работы испытываю. В частности от того, что выходит за короткий срок научить человека чувствовать себя раскрепощенным и искренним в кадре. И вот потом итогом доволен, но пуст и растерзан часто... Один раз был случай, когда я просто говорил, говорил и понял, что цель визита достигнута и фото - это уже дело второе. Я видел глаза и настроение и мне было приятно это видеть. То есть работа часто лежит в психологической плоскости. Кстати, редко кто хочет уйти навсегда. Чаще, люди, получившие первый фотоопыт, хотят сниматься еще.

- Вы как-нибудь классифицируете фотографов-портретистов по уровню их мастерства?

Я разделяю фотографов на три категории-уровня:
1. достижение портретного сходства. Это ремесленничество.
2. достижение осмысленности взгляда, чувства - это мастерство.
3. проникновение во внутренние пространства человека через кажущееся безосмысленное мимическое выражение - это талант.
Вы знаете, как отличить плохую работу в портрете от хорошей? Есть у нас в стране фотохудожник, который находит смысл своей деятельности в фотографическом копировании средневековых художественных масляных полотен художников: костюм, свет, аксессуары и прочее. И что мы увидим?

В картине взгляд человека на полотне проникает за предел рамы и холста, демонстрируя внутренние пространства его души. А на этих фотографиях взгляд стеклянно, в бессмыслице упирается в ее, не давая знать настроение человека. Копирование – замечательный повод к собственному мастерству или же к некомпетентности, я уже это говорил.

- Кто на ваш взгляд является для Вас "профи в фотографии"? На кого вы ориентируетесь?

Умелых и способных людей в мире множество, но выделил бы, например, Joyce Tenneson (New York). Она оказалась «сложнее» в философском и изобразительном приеме. То есть не только и не столько технический прием и способ, сколько психология, наполняющая кадр, настроение модели в кадре.

- Что чувствуете, когда жмете на кнопку спуска фотокамеры?

Когда я жму на кнопку, то боюсь...
Боюсь того, что не успею.
Мне как-то журналист и профессиональный фотограф из "Комсомолки", "Смены" и пр. говаривал:
-Если будешь снимать, когда увидишь, знай, что не успеешь! Пока информация от объекта до глаз доберется, оттуда до рук, оттуда до кнопки и шторок камеры, всё уже уйдет. Ты должен предвидеть развитие событий!
Неоднократно убеждался в сём, даже снимая в студии.

- О критике. Наверняка есть. Беспокойство вызывает?

Критика не нравится никому. Лишь лицемер высказывается о своем искреннем желании ее иметь и нужна она ему, часто, лишь для того, чтобы не терять зрителя! Выслушивать критику от малокомпетентных людей и учиться - большая разница. То есть слушать надлежит только того, на кого хотел бы быть похож. Далее, если ты фотографируешь для зрителя, то есть показываешь ему результаты своей деятельности, то не руководствоваться мнением аудитории - неправильно. Здесь важно соблюсти баланс между своими творческими предпочтениями и желанием аудитории видеть то, что она хочет увидеть. Итого, учиться следует у того, кто по твоему мнению успешен, ибо наследуя и понимая его вкус, ты наследуешь и его аудиторию. Если же ты учишься у неуспешных, безликих фотографов, знай, что наследуешь и их неуспешность!

- Что Вы пытаетесь донести до своих учеников?

Я иногда и сам порой удивляюсь тому, почему люди приходят на мои семинары... Я смотрю в глаза..., слежу за мыслью... Я даю материал? Минимум есть того, что исчерпывается техникой съемки..., остальное в настроении, отношении, ответственности и смысле... Видел людей пришедших в третий раз и был благодарен... Значит всё не зря.
На семинарах я учу фотографии? Наверное, нет. Я делюсь собой...


комментарии


1.
Петрович (20 марта 2012 в 18:49) - включите JavaScript
Очень поучительная статья


новый комментарий

имя:
e-mail:
код:
 

комментарий:
добавить смайлик
не более 5000 символов

 
стиль сайта
статистика, реклама
партнёры
экспорт, помощь сайту
лёгкая версия 
мобильная версия 
Пользовательское соглашение
F.A.Q (вопросы)
включите JavaScript