29 мая 2013 в 20:14
Вот честное слово: хотел не на форум, а в виде статьи, чтобы только для заинтересованных читателей... но страница со статьями - глючит... пусть уж тут повисит. Кино и фотография. Точки соприкосновения. Коллеги! Наш форум о фотографии и меня как то поругивали, что я
"пиарюсь не по адресу"... Согласен отчасти, но в работе Фотографа и Оператора есть
много общего: это - Изображение. Именно так, с Заглавной. И разговор не о дядьках с
видеокамерами, которые снимают безликие сюжеты и сериалы, а об Операторах,
которые относятся к изображению с трепетом и уважением. При поступлении на операторский факультет ВГИК первый экзамен - фотсъёмка и весь
первый и второй курс студенты изучают фотокомпозицию, свет... В хорошем фильме - каждый кадр, это фотография... разница
лишь в том, что это фотография продолженная во времени... Хочу представить на ваш суд новый фильм "Фитоинженерия.
Параллельный мир." В нем нет сценарных и режиссерских находок, есть лишь "подвижные
картинки". Я уже говорил от технологии Time Lapse - она ещё ближе к
фотографии, по сути это серия фотографий, слитых в единый видео файл. В этом
фильме есть 2 Time Lapse: один - это я снимал дома, как в пробирке из почки
появляется росток (10 дней съёмки) и в лаборатории, как ростки... дорастают (3
недели)...
https://vimeo.com/66739049
На этом вводная часть закончена... и дальнейший текст -
только для самых терпеливых и интересующихся технологией :-) Предыстория: в нашем "сегменте рынка" (документальное и
корпоративное кино) часто приходится идти на компромиссы, балансировать на грани "цена/качество".
Я , вероятно, уже надоел всем упоминаниями "принципа
Парето", но я о нем узнал недавно
и... он мне нравится :-). Так вот, этот принцип очень точно иллюстрирует
ситуацию: сделать фильм неплохим - достаточно просто (20%
усилий) , но чтобы сделать его хорошим
- нужно приложить намного больше сил (и денег)... Но так хочется сделать фильм
не на 80% качества, а хотя бы на 90! В этом фильме нам повезло с заказчиком: он поставил качество
"во главу угла". И я решил не идти на компромиссы, приложить максимум усилий и не давать себе (и
другим) поблажек. Ну, вы наверное, понимаете, бывает такое: знаешь, что можно
сделать лучше, знаешь - как, но - все устали, смена давно закончилась и думаешь: "ладно, вроде неплохо, все
равно мало кто поймет разницу... сойдёт и так". Так вот, в этом фильме я решил не
сдаваться: не успели сделать хорошо
сегодня, приедем доснимать завтра (и плевать на рентабельность!). Например я
забраковал весь первый съёмочный день: не по техническим причинам, но по
творческим; не понравилось стилистически. Никто не виноват: сначала хотели
сделать "как в жизни", без украшательств "a-la Голливуд" , т.е. без
постановочного света: я надеялся, что красота-новизна-чистота лабораторий, даже при "документальной"
съёмке, дадут красивую картинку, но - ошибся, полезла "бытовуха".
Пересняли всё... Ещё пара примеров: в
фильме есть кадр, продолжительность 11 секунд, где прорастают ростки картофеля.
Для съёмки этого кадра пришлось купить
слайдер и Time Lapse контроллер (стоимостью ~ 40 000 р), снимали
этот кадр 3 недели, (слава богу - в автоматическом режиме), два фотоаппарата с
разных точек щелкали эти ростки с интервалами в 1 минуту, один из фотоаппаратов
при этом "полз" по слайдеру, перемещаясь после каждого кадра на 0,8
мм... и всё это ради 11 секунд в фильме... Зато ни у кого (даже у BBC) нет таких кадров - многодневный
таймлэпс с движением камеры... И это ощущение:
"мы первые сделали это" - даёт кайф, который дороже
денег))). Также приятно, что при монтаже
мы решили не использовать "стоковую" музыку: композитор Халыг Салаев
(группа "mr.
Бэниш") написал специально для фильма 2 трека. Обычно монтаж
подстраивается под музыку: на акценты в музыке подбираются "активные" кадры, а тут наоборот,
сначала написали music score,
а акценты в музыке расставляли уже после монтажа... Мне нравится, что Халыг
очень точно понял задачу и написал такую "космическую" музыку. Я понимаю, что наш
фильм - не шедевр и "Оскара" нам не дадут ))). Не хватило драматургического начала; я "теребил" нескольких сценаристов,
но в таком формате (научно-популярное
кино) никто из них не работал и... это сложно. Даже хотел пригласить в качестве ведущего
Моргана Фримена, но он постоянно занят на канале "Дискавери" и...
бюджета не хватило :-). Спасибо Юлечке Калачевой (моей жене) что она
ночами читала толстые научные журналы про фитоинженерию и в результате написала
дикторский текст, который устроил всех. Так что принимайте, как есть: без особого смыслового message, но с приличной
(надеюсь) картинкой... Ну и нужно помнить, что я по образованию и первой
профессии - кинооператор; операторы иногда становятся режиссерами, но, как
правило - середнячками))) . Ещё пара слов про изображение: снимал Артём Гвозденков, он -
самоучка и первый раз взял камеру в руки всего 2 года назад. У меня много
знакомых операторов: с опытом и с образованием, но я сомневаюсь, чтобы кто-то
сделал эту работу лучше Артёма, потому, что он влюблен в свою профессию, умеет
слушать и учиться и не жалеет времени и сил ради красоты кадра. Я горжусь и
тем, что у меня такой талантливый ученик! Вообще, команда у нас была замечательная: осветитель Антон Адарченко. Он иногда даже
доставал своей техничностью :-) допустим
нужно спрятать осветительный прибор за объект съёмки: можно поставить на стойку, но тогда краешек
стойки будет в кадре (никто не заметит -
в расфокусе). Нет, он вешает присоску,
на присоску magic arm и т.д. .... и я благодарен ему за это. Ассистент Саша
Самойлов: выполнял не только функции ассистента, но и ... актёра и помощника
осветителя и, главное,
делал это весело. Научные консультанты (сотрудники лаборатории) Владимир
Карандашов и Марина Каратаева - благодаря им в фильме нет "туфты"
(как в сериале "След") все
процессы - настоящие: если красная жидкость, то это настоящая ДНК, если в
планшете желтеют пробы, то это не комп. графика, а реальный процесс (исключение
составляют картинки бактериофагов: нет у нас такой техники, чтобы снимать через
микроскоп)... Дизайнер Наташа Зиновьева - очень помогла с дизайном "плавающих
титров" и... категорически
отказалась от денег, мотивировала так: "это было совсем не трудно,
пол-часа работы"... может для неё это и пол-часа, но мы-то сидели пол-дня
и нарисовали каких-то кривых монстров. Рубик Туманян и Наташа Виноградова - помогали советами по общей стилистике Диктор Алексей Ляпунов: безропотно трижды перечитывал
текст (менялись фразы) и каждый раз - читал
с душой. Генеральный продюсер (и заказчик) Александр Чуенко. Это он сказал: "давай
сделаем так, чтобы на BBC позавидовали" и всячески помогал сделать так... И
вообще, мне нравятся такие бизнесмены: он продает не воздух, и не "пилит
трубу", а выращивает экологически чистую картошку, капусту, салаты и...
работает на перспективу, развивает науку... Совсем уже по секрету: на мой взгляд эта лаборатория экономически не очень выгодна
(пока!), они её создали на перспективу, на будущее... Всё... приятного просмотра!
| |