Life is photoФото Жизнь
Фотомагазин №1 в России!Убиваем цены на всё!
об авторе
Зачем нам "золотое сечение"

 AndreyA /фотограф/
http://www.lifeisphoto.ru/AndreyA
http://AndreyA.artphoto.pro


альбомов автора: 4
фотографий автора: 73 (RSS)
фотографий на карте: 14
комментариев автора: 214 (RSS)
статей автора: 5

фото автора:



e-mail:   скрыт
   
ICQ:   -
   
URL:   -
   
телефон:   -
   
страна:   Россия
   
город:   -
   
фотокамеры:   Nikon
Olympus
Canon
Зоркий 4
Panasonic
Fujifilm
Pentax
   
объективы:   -
   
последний визит:   2 марта 2018 (13:41)
   
ещё:   Из моих публикаций здесь, самое ценное - статьи.

К февралю я иссяк, надоело. Пришло время прекратить активность. Буду заглядывать иногда, следить за трендом.
Сортировка фото по альбомам осуществляется по результатам реакции публики.
   
в избранных:   0
   


Наш сайт вооружен таким инструментом, как разметка фотографии по «золотому сечению». Что с этим делать? Как применять? На что смотреть? – вопросы, которым посвящена эта статья.

На первые два вопроса отвечу так: использование сетки «ЗС» (такой аббревиатурой далее буду заменять длинные слова «золотое сечение») должно носить справочно-исследовательский характер. Настоятельно не рекомендую осознанно строить изображение, исходя из теории. В общем случае в этом нет необходимости, врожденное чувство прекрасного сделает все и точнее и быстрее, чем разум.

Существуют, конечно, особые ситуации, когда контроль по «сетке ЗС» принесет ощутимую пользу. Но, во первых, для эффективного использования «ЗС» следует знать гораздо больше, чем изложено в этой статье, а во вторых, те ситуации действительно - «особые».

«На что смотреть», после того как мы включили «сетку ЗС».

Вопреки тому, про что все уже не раз читали, четыре точки пересечения линий разметки никакого значения не имеют. Об «особом» значении этих точек лучше забыть сразу. В отечественной литературе эти точки принято называть «точками силы». Этот термин полезно поместить в ряд с терминами «небесный свод», «три кита», «теплород» и использовать соответственно.

Совсем чуть чуть «теории сечений».

Возьмем длинный огурец. Ударом ножа рассечем его на две части. Части оставим как есть, не раздвигая. Результат действия: сделав единственное сечение, мы получили две части, вместе составляющие огурец целиком. Сделанное сечение определяет положение начала или конца частей этого целого. Вполне можно сказать так: «части целого касаются сечения».

Важно заметить, что короткая часть может находиться как слева, так и справа. При этом, целое по прежнему состоит из тех же частей. Иными словами, если мы хотим рассечь огурец на части, находящиеся в заранее заданном соотношении, что возможно два положения самого сечения: одно будет левее, другое – зеркально правее.

Есть особое значение отношения длины малой части к длине большой, которое называют «золотой пропорцией». Сечение, которое разделяет целое на части, находящиеся в этом отношении, называют «золотым сечением».

Сетка, предоставленная сайтом, сделана по этому принципу. Она указывает оба положения «ЗС» и для горизонтальной кромки кадра, и для вертикальной.

Чуть чуть теории стихосложения.

Мы все знаем, что текст может быть «прозой», а может быть «стихом». И что такие понятия, как «содержание», «образность», «благозвучие» могут относиться и к той и к другой форме текста. И что «стих» отличается от «прозы» единственно особой организацией элементов текста. Из школы все знают такие особенности стихотворения, как «рифма» и «размер».

Особая организация текста в форме «стиха» дает эстетические преимущества перед аналогичным текстом в форме «проза».

Например: М.Ю.Лермонтова

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

Представим тот же текст – «прозой». Для этого достаточно переставить слова в ином порядке, ничего более не меняя: «Я выхожу на дорогу один. Блестит сквозь туман кремнистый путь. Богу внемлет пустыня. Ночь тиха. И говорит звезда с звездою

Разница в восприятии двух вариантов ощутима. А всего лишь нарушена формальная структура организации текста.

Возможно эстетическое удовольствие и от совершенно бессмысленных и даже «без образных» текстов. Возможно только за счет того, что они организованы в форму стиха, то есть: организованы сугубо формально. К примеру:

511 16

5 20 337

712 19

2247 (источник: http://www.netlore.ru/digital_poems )

Отмечу, что структуру стиха определяют несколько понятий. Популярны: «размер» и «рифма». При этом «размер» тоже многообразен. Он бывает и «хореем», и «ямбом», и даже «амфибрахием», и еще разным.

Вот мы и подошли к сути.

Дело в том, что сетка «ЗС», это одна из возможных структур организации изображения, придающих изображению в восприятии человека особые эстетические свойства. Подчеркиваю: «одна из возможных»…

Структура ЗС в «фотографии» аналогична «хорею» в литературе. Притом, именно «в литературе», а не в «поэзии». Я хочу сказать, не так что бы и часто встречается в общем потоке «изображений». Но встречается частенько в местах скопления «любителей художественной фотографии».

А теперь все просто: включаем сетку ЗС и смотрим, какие «объекты» «касаются» линий. И сколько их.

Объекты – это «пятна». Округлые по форме объекты будут просто «касаться». Объекты с кромкой в виде прямой линии – лягут этой кромкой на линию сечения. Тонкие прямолинейные (нитевидные) объекты просто совпадут с линией. Так же - и точечные.

Совсем необязательно будут задействованы все 4 линии сетки ЗС. Обычно одна – две. Но зато «мощно». Скажем, совпадет линия горизонта или иная визуально сильная кромка. И совсем не важно, объектом будет содержательно значащий элемент или просто «пятно». Важно, что этот объект существует графически.

Вот и вся наука. Смотрим практику. Сейчас наспех, обзорно. В последующем могу рассказать любопытные детали.

Смотрим, чего касаются линии сечений:

http://www.lifeisphoto.ru/photo.aspx?id=1841001 верхняя левая правая

http://www.lifeisphoto.ru/photo.aspx?id=1868685 правая

http://www.lifeisphoto.ru/photo.aspx?id=1858489 правая верхняя

http://www.lifeisphoto.ru/photo.aspx?id=1855288 правая верхняя нижняя

http://www.lifeisphoto.ru/photo.aspx?id=1751085 правая нижняя

http://www.lifeisphoto.ru/photo.aspx?id=1750834 правая левая верхняя

http://www.lifeisphoto.ru/photo.aspx?id=1865387 правая нижняя

http://www.lifeisphoto.ru/photo.aspx?id=1102507 нижняя

http://www.lifeisphoto.ru/photo.aspx?id=1471631 верхняя и левая

http://www.lifeisphoto.ru/photo.aspx?id=1822550 правая нижняя

и так далее. Список бесконечен.

---

Окончание статьи здесь http://www.lifeisphoto.ru/article.aspx?id=2337


комментарии


1.
Verendey (10 января 2018 в 20:56)
"золотое сечение" нам, практикующим Фотографам, не нужно, оно нужно "критикам" и "теоретикам" (чтобы обосновать своё неумение фотографировать ). Я занимаюсь фотографией 44 года и начиная с первых дней слышу о ЗС: сначала в фотокружке, потом во ВГИК-е (кинооператорский факультет). Так вот НИ РАЗУ я не воспользовался этим "сакральным знанием". Более того, у меня десятки друзей кинооператоров и фотографов, все слышали о "зс" и прочих "правилах третей", но чтобы кто-то пользовался на практике... нонсенс. На мой взгляд чувство композиции - это как абсолютный слух у музыканта: либо он есть - либо его нет)))

2.
Владимир Новиков (1 января 2019 в 19:34)
и все таки правило золотого сечения вы применяете... пусть и на подсознательном состоянии... посмотрите свои фотографии и вы убедитесь в этом.

3.
AndreiA (10 января 2018 в 21:41)
:) интересно, а что вы скажите ПОСЛЕ прочтения? :)

4.
Verendey (10 января 2018 в 22:02)
не могу сказать, что "выучил наизусть" вашу статью, но пробежалпо диагонали))) ...я никогда не выступаю по принципу: "не читал, но осуждаю"

5.
AndreiA (10 января 2018 в 21:43)
а кстати, вроде как ересь про "силовые точки" золотого сечения я встречал именно в вашей публикации среди статей именно этого сайта... впрочем могу ошибаться :)...

6.
Verendey (10 января 2018 в 22:04)
ошибетесь, скорее всего: я иногда пишу статейки, но чаще о практике

7.
AndreiA (12 января 2018 в 16:06)
в любом случае приношу извинения. я запальчив, да, бывает со мной

8.
Verendey (10 января 2018 в 22:08)
Я же с вами не спорю: стихи, так стихи :-)... PS но вот беда: у меня врождённое чувство композиции, но отсутствует тот орган чувств, которым поэзию воспринимают))) Точнее: могу воспринимать только на слух: если читает хороший чтец - слышу, но читать "глазами" - не могу, не слышу ритма.

9.
AndreiA (12 января 2018 в 16:08)
мне это знакомо.
помню в школе никак не мог "въехать" в поэзию Маяковского. но раз услышал по радио, как его читает не помню сейчас кто... это было великолепно! классно звучало и появился "смысл"

10.
Verendey (10 января 2018 в 22:22)
опять же не ради спора, просто к слову. Я периодически снимаю рекламные ролики и там подход к изображению очень строгий. Во время съёмки картинка выводится на большой монитор и на него смотрят (контролируют) несколько человек: режиссёр, оператор-постановщик, арт-директор (или дизайнер), представитель агентства... Все люди с высшим художественным образованием (т.е. априори знают все "правила") Но вот не припомню ни одного случая, чтобы кто-то хотя-бы упомянул "ЗС" Максимум, что можно услышать: "а вот в этом углу не пустовато?" или "низ не перегружен ли?"

11.
AndreiA (12 января 2018 в 16:11)
можно спорить, можно про делиться мыслями. второе для меня даже ценнее. потому как смотрю на вещи под новым углом, узнаю новое.
а в интернет споре - только трачу время на переубеждение человека, с которым скорее всего и не встречусь

12.
AndreiA (12 января 2018 в 16:22)
довольно известный фотограф и преподаватель Александр Медведев по поводу излагаемого мною высказал такое весьма ...ммм... весомое соображение: это все базируется на приоритете кромки (холста) кадра. но ведь бильд. редактор любого издания беззастенчиво режет исходник под свои текущие потребности. следовательно, в общем случае практической ф-фии приоритетную роль играют другие факторы.
с одной стороны мне есть чем не то чтобы "ответить", но пояснить ситуацию. однако никак не сделать это кратко

13.
zsm (10 января 2018 в 23:51)
Спасибо за статью и профессиональную дискуссию. На каком еще фото-сайте можно столкнуться с вдумчивым, интересным, интеллектуальным изложением интересующих тем? Дали хорошую порцию для подумать.

14.
AndreiA (12 января 2018 в 16:24)
спасибо за отзыв.
авторам подобным мне, они очень важны

15.
AndreiA (11 января 2018 в 01:04)
на самом деле я рассказал совсем мало. самый минимум, необходимый для начала осознанного применения этого измерительного приспособления.более менее полный текст у меня занимает примерно брошюру. этот - самый сжатый какой мне удавалось сочинить.тема моя любимая. мне нравится ею делиться. чтобы продолжить, необходимо определить направление рассказа. это - во многом по результатам вашего обсуждения, вопросов

16.
Verendey (11 января 2018 в 13:50)
ждём продолжения

17.
gorizont59 (12 января 2018 в 12:02)
Здравствуйте, Андрей.
А, что Вы скажите по поводу ЗС и правила 1/3?
Как Вы понимаете, результат "совмещения" по линиям и точкам будет отличаться.
Что в этом случае говорит "история" и практика?
Отличается применение этих правил в изобразительном искусстве и фотографии?
Помню, что отличается.
Сам же с уважением отношусь к этим правилам и практически всегда "рассматриваю" фото через сетки ЗС и 1/3 прежде чем кадрировать.
Спасибо.

18.
AndreiA (12 января 2018 в 15:54)
Законное продолжение темы. для ответа потребуется две статьи, и даже больше. кратко не получится - возникнет целый спектр новых вопросов. Обрывочно могу поделиться вот чем:
- трети работают совершенно иначе, тем ЗС. и чем пишут в книжках и инструкциях к фотоаппаратам.
- у третей интереснейшая особенность - они определяют место "главного" в на холсте...
- на уровне формальной композиции "рисунка" "схемы" одинаковы в изобр.иск-ве и в ф-фии. на других уровнях есть различия

19.
gorizont59 (12 января 2018 в 16:25)
Спасибо.

20.
AndreiA (12 января 2018 в 15:46)
Господа, приношу извинения за задержку с участием в обсуждении.
Мысли были заняты написанием статьи, хотелось максимально кратко описать суть. Это оказалось сложнее, чем предполагал. Но статья завешена и я готов отвечать.


21.
AndreiA (12 января 2018 в 17:02)
Коллеги, ВОПРОС:
в конце 2ой части этой статьи перечень статей, логично (на мой взгляд) продолжающих начатое.
а что было бы интересно ВАМ? какая тема в приоритете?
можно предложить и свою, в форме вопроса хотя бы


новый комментарий

имя:
e-mail:
код:
 

комментарий:
добавить смайлик
не более 5000 символов

 
стиль сайта
статистика, реклама
партнёры
экспорт, помощь сайту
лёгкая версия 
мобильная версия 
Пользовательское соглашение
F.A.Q (вопросы)
включите JavaScript